Неделя накануне Пасхи называется Страстной седмицей, или Страстной неделей. Это особый, уникальный период жизни Церкви, во время которого мы вспоминаем события, произошедшие в последние дни земной жизни Иисуса Христа, Его Страсти (Страдания) и Крестную Смерть.
Но начнем мы с воскресенья, предшествующего Пасхе. Этот день называется Вербным Воскресеньем. В этот день мы вспоминаем, как Спаситель торжественно вошел в Иерусалим. Для людей это было моментом радости и торжества. Они приветствовали Христа сорванными ветками пальм, кричали «Осанна Сыну Давидову!» «Осанна» по-древн-евр. значит «спаси». «Сын Давидов» — титул иудейского царя из рода Давидова. Христос действительно происходил из рода Давидова и законно мог претендовать на царский трон. Вот только Христу не нужна была политическая власть, Он пришел, чтобы указать людям путь к Отцу Небесному, чтобы спасти людей не от нищеты и житейских проблем, а от грехов и бессмыслицы жизни.
Вспоминая это событие, мы в этот день приходим в храм и приносим с собой ветки не пальм, но вербы: в нашем регионе — первого из распустившихся весной растений.
А далее начинается Страстная седмица. Каждый её день посвящен какому-то событию из Священной истории и истории Страстей. Каждый день называется Великим: Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д.
Об этих днях мы и поговорим подробней.
В Великий Понедельник мы вспоминаем ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет. Иосиф — преданный самыми близкими людьми, прообразует (то есть, символически означает) Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных иудейских вождей, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В Великий Вторник Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил, в храме и вне храма. В этот день первосвященники и старейшины, слыша слова обличения Его и понимая, что Он о них говорит, задумали схватить Христа и убить. Но напасть на Иисуса открыто иудейские вожди не решались, боясь народа, который почитал Иисуса за пророка.
В этот день в своих богослужебных чтениях и пении Церковь размышляет о Втором Пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу перед Самим Собой. Христос сказал: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Это означает не что иное, как то, что через дела любви и милосердия по отношению к нашим ближним мы служим Самому Господу.
В Великую Среду вспоминается женщина-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным благовонным бальзамом — миром — ноги Спасителя. Символически это означало то, что женщина приготовила Христа к погребению. В этот день Иуда окончательно решил предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли). Поэтому в церковной службе Великой Среды прославляется «жена-грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.
Вечером в Среду почти во всех храмах совершается общая исповедь.
В Великий Четверг мы вспоминаем событие установления Таинства Причащения, потому что именно в этот день Христос совершил Тайную Вечерю. Вечеря — значит «ужин». Во время ужина, а это был прощальный ужин Христа с учениками, Он взял хлеб и вино, благословил их и сказал: «Ешьте и пейте. Это Тело Мое, и это Кровь Моя».
Древнее иудейское выражение «тело и кровь» означало живого человека. Христос, давая под видом хлеба и вина Свои Тело и Кровь ученикам и заповедав совершать это всегда, до скончания века, хотел сказать, что Он всегда будет присутствовать с верующими. Христиане — люди, не теоретически верящие в далекого Бога, а имеющие тесную живую связь с Сыном Его и Господом нашим Иисусом Христом, а через Него — и с Богом Отцом, и со Святым Духом.
В четверг утром совершается торжественная Божественная литургия. В этот день заготавливаются частицы – Запасные Дары – на весь следующий год для причащения больных.
Вечером в Четверг совершается служба с чтением 12-ти Страстных Евангелий. Это тексты из всех четырех Евангелий (Матфея, Марка, Луки и Иоанна), в которых повествуется о Страстях Христовых.
Священнослужители и народ всю службу стоят с зажженными свечами. Тем самым мы уподобляемся тем, кто не бросил, не предал Христа, но был с Ним в самые горестные часы, пока Он находился под арестом и ждал казни.
Великая Пятница — день Смерти Иисуса Христа.
В этот день в храмах совершается обычно три службы. Утром — служба Часов.
Днем, в 14 часов, — вынос плащаницы. Плащаница — это покров, на котором вышито изображение упокоившегося Господа Иисуса Христа. Христос умер около 3-х часов дня. Именно в это время под умилительные песнопения священнослужители выносят плащаницу из алтаря и полагают на середине храма. Перед плащаницей читается канон «Плач Богородицы». В этом удивительно трогательном тексте мы слышим, как бы слова Самой Матери Христа, оплакивающей Сына.
Вот один из тропарей этого канона в переводе на русский язык: «Не помышляла Я, Чадо Мое, увидеть Тебя в таком горестном положении; никогда не верила, что увижу этих неистовых беззаконников, неправедно простирающих на Тебя руки. Ибо еще теперь дети их восклицают: "Осанна! Благословен!" Ибо устланный пальмовыми ветвями путь доселе всем показывает оказанное Тебе прославление даже от самых нечестивцев. Отчего произошло худшее?.. Увы мне! Я хочу узнать, как мог угаснуть Свет Мой, — как пригвождается ко Кресту Сын и Бог Мой».
Вечером в пятницу совершается Чин погребения плащаницы — похороны Иисуса Христа. Трогательнейшие песнопения и чтения никого не оставят равнодушными. Всякий православный христианин должен быть в этот день в храме.
Перед лежащей на середине храма плащаницей всю пятницу и субботу поклоняются люди и целуют изображение почившего Спасителя.
Великая Суббота. Это очень необычный день в круге нашего богослужения. С одной стороны, Христос во гробе, и это страшно. С другой — мы ведь знаем, что Он воскреснет. Именно в этот день, накануне Пасхи, в древности совершалось Крещение людей, целый год готовившихся к этому. Поэтому богослужение Великой Субботы окрашено в печальные тона и в то же время пронизано радостью и светом.
В этот же день освящаются пасхальные яства, которые с любовью приготовили люди к великому празднику.
Расскажем о некоторых атрибутах пасхального стола.
Во многих семьях красят яйца. Их окрашивают в различные цвета, украшают орнаментом, рисунками. И никогда не забывают часть яиц покрасить в красный цвет. Красное яйцо — очень емкий символ. С одной стороны, яйцо само по себе всегда символизировало жизнь; жизнь, торжествующую над смертью (твердая и мертвая скорлупа, а за ней таится жизнь – цыпленок). С другой стороны, красное пасхальное яйцо напоминает нам о искуплении человечества жертвенной Кровью Спасителя.
Согласно старинному преданию, обычай дарить на Пасху красные яйца был введен св. Марией Магдалиной, которая, придя в Рим для проповеди Воскресения Христова, подарила красное яйцо императору Тиберию со словами: «Христос воскрес!».
Кроме крашеных яиц, православные христиане славянских стран на Пасху пекут куличи: сладкие хлебы с изюмом, цукатами, орехами...
Еще древние язычники приготовляли к весне сладкий ароматный хлеб, символизирующий радость пробуждения от зимы и тьмы к лету, теплу. Но христиане переосмыслили этот обычай. Христиане стали выпекать вкусный ароматный хлеб на Пасху как знак Пасхальной радости и торжества! Кроме того, хлеб считался в древности самой необходимой пищей. Хлеб пасхальный как бы противопоставлен хлебу обычному. Мы знаем, что Пасха— начало будущего века, знак наступления новой эры. Вот так и пасхальный хлеб — кулич — напоминает нам о хлебе, который мы будем вкушать в Царствии Небесном (если окажемся достойны).
Что еще, кроме крашеных яиц, ароматных и сладких куличей, дает гастрономически почувствовать радость Воскресения Христова?
Это творожные пасхи в виде пирамидок. Такая творожная пасха символизирует Церковь Христову. Ведь что такое творог? Створоженное молоко. Из чего состоит Церковь Христова? Из людей, преображенных Духом Святым. Творожная пасха указывает на членов Церкви, собранных вместе и преображенных Духом Святым. Именно поэтому вверху творожной пирамидки водружается знак Креста Христова.
Многие люди приходят в Великую Субботу в храм только для того, чтобы освятить пасхальную снедь. Это неправильно. Прежде всего, мы должны в этот день посетить службу или хотя бы ее часть.
Поздно вечером в субботу в храмах начинается пасхальное богослужение. С 22.00 в храме читают Деяния Апостолов. В 23.20 начинается пение Полунощницы. Во время этой службы священнослужители уносят плащаницу в алтарь и полагают ее на престоле. За несколько минут до полуночи начинается крестный ход. Процессия священнослужителей и прихожан, с зажженными свечами, с иконами, хоругвями, благоухающими кадилами обходит вокруг храма.
Мы изображаем собою Женщин-Мироносиц, которые в Пасхальную ночь пробирались кривыми улочками ко Гробу Христа. Они шли оплакать Иисуса и умастить Его ароматами. Но их ждал отверстый пустой Гроб... Они шли плакать, но пришли к величайшей в истории Радости. Смерть побеждена! Бог подтвердил, что Иисус — Его Посланник и Спаситель мира, а значит, все, что говорил Иисус, — правда. И теперь для людей начинается совершенно новое время...
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Текст: священник Константин Пархоменко
Страстная седмица. Листовка для раздачи в храме