Видели ли вы хотя бы один храм, в котором на почетном месте не оказалось бы иконы святителя Николая ?
И не увидите. Бывает так: храм только-только построен или начал восстанавливаться, еще нет и алтарной преграды, лишь перед престолом два образа – Господа Вседержителя и Пресвятой Богородицы, но обязательно где-нибудь рядом, пусть небольшой, принесенный из дома, образ Николая Чудотворца.
Да что храм, в любой благочестивой семье есть своя Николина икона: или писанная, или медного литья, или просто бумажная олеография, сохранившаяся со времен коробейников и книгонош. Бумажные образки даже чаще встречаются – легче было спрятать, сохранить от ретивых богоборцев.
А сколько по всей земле нашей – от Балтийского моря до Охотского и от Белого до Черного – Никольских храмов, приделов, часовен! Сколько православных наших предков и современников наречено Николаями при рождении. Иностранцы, недоумевая, чем это мог так тронуть таинственную славянскую душу, архиерей из далекой Малой Азии, прозвали святителя Николая «русским богом».
На Руси имя Николая Чудотворца получает известность довольно рано. Так, в Киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение святителя Николая. Однако особенное почитание этого святого в пределах Руси начинается со второй половины XI столетия.
Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости где-то между 345–351 годами, но не оставил своим попечением весь христианский мир. Прожив жизнь, полную забот и трудов, он и после блаженной кончины своей продолжает помогать людям, оказавшимся в тяжелом положении.
С каждым он делится частицей своего богатого жизненного и духовного опыта. Ему молятся о воспитании детей, о мире в семье, об избавлении от нищеты и бедности, об отвращении блудных помыслов или посягательств, о паломниках, моряках, путешествующих, об избавлении от уз или смерти, об укреплении и чистоте православной веры. Всего перечислить невозможно. Нет такой ситуации, в которой Николай Чудотворец не помог бы.
Русская Православная Церковь празднует преставление святителя Николая 6/19 декабря – за три недели до Рождества Христова. И, может быть, отчасти, поэтому в сознании европейских народов (искаженном, правда, протестантизмом, отменившим с XVI века почитание святых) святитель Николай превратился в доброго Дедушку Мороза – Санта-Клауса, особенно заботящегося о детях и бедняках.
А на Руси – Дед Мороз остается Дедом Морозом, а Никола Угодник – помощником и по-кровителем во всей человеческой жизни.
И свыше тысячи лет любой православный христианин знает наизусть и в радости или в горе повторяет тропарь святителю Николаю:
«Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священнона-чальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим».
Николай Соловьев
Использованные источники:
1. Перевезенцев С.В. Почитание на Руси святителя Николая Мирликийского / С. В. Перевезенцев. - URL: http://xreferat.ru/81/1589-1-pochitanie-na-rusi-svyatitelya-nikolaya-mirlikiiyskogo.html (дата доступа: 14.12.13 г.)
2. Парменов А. «Русский бог» / А. Парменов. - URL: http://www.pravoslavie.ru/put/2755.htm (дата доступа: 14.12.13 г.).