БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ
Первый вопрос – о прощении. Нередко человек чем-то огорчает своего ближнего, просит искренне прощения, но кардинально изменить ситуацию не может. Не получается ли, что его прощение формально, потому что другой, может быть, требует невозможного?
– Задача здесь стоит такая – проявление доброй воли человека, который прощение просит и хочет разрушить средостение, которое зло выстроило между людьми. Если он проявляет волю и просит прощения – делает он все правильно. А будет ли результат, зависит от второй стороны.
К сожалению, с большинством людей найти общий язык сложно.
– Поэтому апостол Павел сказал: будь со всеми в мире, по возможности. В Прощеное воскресение о такой возможности заявить очень даже хорошо. Надо огорченной бабушке протянуть руку, а дальше – ее проблемы: если она смирится – примет это, а если нет – то еще придется пострадать, еще помучиться.
Какова главная цель поста? Народ уже идет за благословением кому-то ослабить, кому-то видоизменить пост. И все это, как правило, касается еды. Но, как говорит апостол: еда меня не приближает к Царствию Небесному, не удаляет. Тогда в чем же главный смысл поста?
– А очень удобно этим пользоваться. Ты не можешь без кефира – очень уважаю твои немощи. Ты не можешь без телевизора (кроме «Союза»)? – Могу. – Вот давай, до конца Светлой седмицы отлагаем. А так можешь отвыкнуть. Побороться с пристрастием. Народ мы, священники, должны приучать, что пост – это не только еда. Можно мне ослабить? Можно. Давай в этом ослабим, а в другом прибавим. В чем? Ну, например, еще один канон Божией Матери читать в течение недели. А совсем было бы хорошо прочитать Священное Писание за пост, Новый Завет. Это возможно: преподобный Серафим за неделю прочитывал.
«Подскажите, как укрепить силу воли? Вроде бы пытаюсь себя ограничивать в чем-то неполезном для души, понуждаю себя на добрые дела и все-таки чувствую, что воля не крепнет».
– Воля крепнет от земных поклонов с молитвой. Можно поупражняться – очень волю укрепляет.
Осуждать человека грех, можно судить только его поступок. А как осудить поступок, не осуждая человека?
– Очень просто. Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе, ведь никому не нравится, когда тебя осуждают. Нельзя же хороший поступок назвать плохим, и наоборот. А так каждый человек обязательно проявляется в каких-то плохих поступках тоже. Мы с тобой про себя знаем, что мы, например, хорошие и симпатичные. Но если мы осерчаем на кого-то, прогневаемся даже, то мы себя прощаем в этом – нехорошо, что прогневался, но при этом не хотим, чтобы нас подвергли остракизму.
«Почему в Писании описано воплощение именно так? У Бога много возможностей было. Почему в Иудее центр воплощения? Почему Господь не создал Себе народ – например, греков и не воплотился в Афинах? Почему только одно место? Могло бы быть по миру много мест».
– Конечно, могло бы. Но так случилось. Дело в том, что Авраам жил совсем не в Вифлееме, был обыкновенный скотовод. И он остался практически единственный верующий на земле. Поэтому Господь, испытав его веру, обещал ему, что из него произойдет народ. Этот народ и поселился там, где Господь ему указал. Господь же не мог прийти к язычникам.
Когда апостол Павел пришел в Афины, он выступал в Ареопаге. Что афиняне сказали? Об этом мы тебя послушаем в другой раз. То есть не приняли его, не поняли о чем речь. А из иудеев очень многие приняли Слово Божие. Просто этот народ в течение полутора тысяч лет готовился к принятию Христа. Он ожидал Мессию. Никто не ожидал, а этот народ ожидал. Господь по Своей природе является кротким и смиренным. Поэтому Он не мог Себя навязывать, Он мог прийти только к тем, кто Его звал и ждал. А это были представители народа Божия. Не все, конечно, приняли. Но этого и не могло быть. Многие исказили Закон Божий, многим Он не подошел, как Мессия. Поэтому и оказалось, что Вифлеем. Все это из-за нашего праотца Авраама, который является отцом всех верующих во Христа.
«Как Вы относитесь к наградам священников, мирян? Не идет ли это вразрез с Евангелием?».
– Не знаю. У меня полведра всяких наград. Я даже не помню всех. Во всяком случае, для меня проблема, не заглядываю в бумаги, которые тоже каждый раз надо искать. А так очень хорошо: значит, начальство замечает труды. Бывают общественные организации, есть государственный орден. А что? Пусть будет. Но отношусь к этому я ровно. И до потолка не прыгаю и не огорчаюсь на этой почве. Дали награду – очень хорошо, с любовью и смирением принял. Однажды меня сам Патриарх к 60-летнему юбилею наградил в Успенском соборе, и по «Союзу» показали – это симпатично выглядело! А какое тут противоречие? Это самая такая обычная вещь. И в светской жизни людей награждают, и в церковной. Этим отмечают некие этапы жизни человека. Это вехи. Понятно, что мы трудимся для Господа. Если на Суд Божий кто поступает весь в орденах – это еще не обязательно, что Господь примет по орденам. Но некоторая выгода есть: мне, например, пенсию дали побольше за то, что я ветеран труда и имею государственную награду. Бензин нынче дорог.
Получая награду от людей, не теряет ли человек награду от Господа на Небесах? Значит, его труды замечены, оценены, значит, он уже получил воздаяние за них?
– Если на одну чашу весов положить труды, а на другую орден, то все равно перевесит. Например, некий человек строит храм. Ему от Церкви – благодарность, что он послужил делу спасения людей, и дают орден. Понятно, что те средства, которые он потратил на организацию дела, – несоизмеримо больше. Поэтому это проявление вежливости и участия со стороны Церкви.
Храм может построить человек состоятельный. Или председатель какой-то администрации похлопотал о земле – дал, не препятствовал, а способствовал – надо его в этом поощрить. А награда на Небесах – там речь совсем о другом. Речь идет о тщеславии. Если человек тщеславится своими орденами – то все пропало, это не по-христиански. Человек должен скромно, ровно и спокойно относиться к своим регалиям.
А как забыть обиду, нанесенную кем-то?
– Есть алгоритм. Читаем Писание: молитесь за обижающих вас. Почему Господь сказал это? Чтобы обида прошла.
То есть молитва за обидчика изглаживает недобрые чувства к нему.
Вопрос: «Раньше просила прощения у матери – она не прощала. Сейчас я уже боюсь просить прощения, боюсь насмешки с ее стороны».
– Что бояться? Если она в ответ кидается кастрюлей с борщом, тогда не надо, конечно, ее раздражать – оставить в покое. Попросила, и ладно – лучше разойтись в разные стороны.
Одна наша прихожанка приняла Крещение, раньше была мусульманкой. Мать ее за это прокляла: вовек тебя не прощу. Она ходит такая унылая: я не могу, родная мать, никак не могу до нее достучаться...
– Ты бы ей Евангелие почитал. «Кто Мне отец, мать, брать, сестра? – спросил Христос. – Тот, кто слушает слово Божие». Мать – уже в прошлом. Теперь мать у нее – это Церковь. Отец – Господь Бог. Разве не читаем мы в Писании: враги человека – домашние его. Матери же не объяснишь – вот если бы она сама пришла, тут она бы поняла. А если прокляла, откроем Писание и читаем: благословляйте проклинающих вас. Добро творите творящим вам напасть. Раз приняла Крещение, надо идти дальше... .
Вопрос: «Как помочь детям, приучить к порядку, посту? Муж не постится, при детях выражается нецензурно. Как мне вести себя и как объяснить детям?».
– Уже никак. Поезд ушел. Надо замуж выходить за христианина, который будет и жену любить, и поститься, и в храм ходить. А если мы выбираем себе в супруги человека прямо противоположного, то как тут объяснить? Ваша ситуация безвыходная.
Детям можно читать много священнических текстов, но все бессмысленно. Воспитывает детей в семье отец, его пример гораздо более важен, чем пример матери. Вы в своей жизни совершили большую ошибку. Можно попытаться что-то исправить, но вам надо удесятерить свои усилия, чтобы нейтрализовать этот яд.
Ваш вопрос такой: я готовлю щи со сметаной, а мой муж сыплет туда мышьяк, и дети после этого болеют. Как мне быть, что посоветуете? Так же и здесь: ваш супруг своей матерщиной травит своих детей. Но это ваш избранник. Вы когда-то очень погорячились и теперь попытайтесь вычерпать мышьяк из тарелки с супом.
Спаси всех Господи. Поздравляю с началом поста. И надо приготовиться к искушениям, особенно в первую неделю поста – диаволу очень не нравится, когда мы постимся, и он старается всех поссорить. Поэтому будьте на страже своей души.
Видео: о. Димитрий Смирнов отвечает на вопрос, за что просит прощения у народа священник и почему поют многая лета?
ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА г. Екатеринбург №9 (858)