Поиск по сайту

[06.07.2016] Архимандрит Савва (Мажуко): Лепта вдовицы

«Лепта вдовицы» – эта фраза вошла в наш обиход, и мы даже забыли, откуда взялись эти слова, о чем эта история. Но это часть биографии конкретного человека. Это Евангельская история Богочеловека, то есть Бога, Который вошел в историю. Бога, Который любит людей, не безразличен к ним.

Сегодня мы поговорим об очень таинственном и очень красивом Евангельском эпизоде, который поражает своей скромностью, пленяет своей простотой, но так трогает душу и сердце, так проникает, как говорит апостол Павел, до разделения суставов и мозгов, в самую сердцевину человеческого духа…

Об этом эпизоде говорят несколько евангелистов. Евангелист Марк, один из самых лаконичных евангельских авторов, описывает эту ситуацию такими словами: «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое».

Господь сидит у церковной сокровищницы (так назвали ящик для пожертвований: в каждом храме вы видели такие – их еще называют скорбенками в русских храмах, мы кладем свои пожертвования в скорбенку), сидит и смотрит, как кто жертвует. Зачем он это делает, можно спросить. А дело в том, что от избытка сердца глаголют уста, и человек проявляет свои религиозные чувства, бывает, очень скупо. А бывает, наоборот, очень ярко. И в этих жестах религиозной жизни – иногда незримо, совершенно, может быть, непредсказуемо, неожиданно для самих себя – проявляемся мы сами, обретаем черты собственного лица.

Вот бедная вдовица подошла. А кто такая вдова на Ближнем Востоке 2000 лет назад?

Это человек, обреченный на нищенское существование, ведь тогда не было ни социальных пособий, ни программ, поддержки – человек существовал до тех пор, пока существовал его род. Женщина могла рассчитывать на достойную жизнь, если рядом с ней был мужчина. А если женщина потеряла супруга, кормильца, она часто очень превращалась в нищую: супруг – это не только кормилец, а еще и защитник, еще и глава рода. И женщину делает уважаемой именно то, что она – супруга, она находится под защитой.

И эта женщина, утратившая супруга, ставшая нищей (и мы видим из Евангельского очень скупого повествования об этом эпизоде, что она действительно была нищей, не имевшей ничего за душой, как сказали бы мы сейчас), тем не менее пылала религиозным усердием, она хотела выразить свою любовь к Богу таким жестом – пожертвовать на храм все, что у нее было: храм для нее был всем. Это было священное место для нее – место всех ее молитв, упований, надежды. Может быть, даже не надежды, а просто принятия креста, который Господь ей доверил нести.

И вот Господь, наблюдающий, как люди кладут пожертвования, отметил, что не те сразили Его сердце, не те привлекли Его взгляд, кто клал в эту сокровищницу очень много, красиво, эффектно доставая какие-то ценности, а именно эта скромная вдова, которая испугалась, может быть, даже собственного поступка, которая не ожидала, что ее религиозное усердие толкнет ее положить в сокровищницу такую маленькую сумму, которая составляла все ее пропитание – ведь она останется голодной… Но она не могла не пожертвовать на храм. Этого требовало ее сердце.

Господь, Который сидит и смотрит на наши поступки, Который отмечает каждый наш шаг, каждую нашу маленькую лепту видит. Перед глазами этого Бога проходит наша жизнь...

И мне очень часто встречаются люди, которые говорят: «Бог у меня в душе. Я не хочу ходить в храм, мне не нужны церкви, не нужны священники, мне не требуется посредник, чтобы поговорить с Богом. Это совершенно лишнее: Бог у меня в душе».

Но, друзья мои, такому человеку можно сказать: «У тебя наверняка есть родители или, может быть, есть супруг, супруга, ты поздравляешь этих людей с днем рождения?» Скорее всего, да. «Может быть, ты даришь подарок?» – «Как же без этого, без этого никак нельзя» – «А зачем мы это делаем?» – «Чтобы показать свою любовь человеку»: ведь если супруга скажет своему мужу: «Знаешь, у тебя сегодня день рождения, но подарка ты не получишь. Собственно, я тебя и не поздравляю с днем рождения, потому что я тебя все равно люблю в душе и в душе я тебя поздравляю», разве супруг не обидится?

Попробуйте ребенку об этом сказать – ребенку скажите, что «я конечно знаю, что у тебя день рождения, но поздравлять не буду». А что такое наши подарки? Это символы любви, знаки любви, эмблемы внимания. И без них мы не можем жить и существовать: человек, как говорил один философ, животное символическое. Каждый мелкий жест, небольшой знак, символ, эмблема, открытка, написанная корявым детским почерком, бывает дороже для нашего сердца, чем может быть ценный автомобиль или даже квартира, даже карьера.

Сложно себе представить пианиста, который бы сказал: «Я музыкант, конечно, но я не играю – мне достаточно той внутренней музыки, которая у меня внутри». Значит, ты, может быть, и не пианист тогда? А если ты не поздравляешь своего ребенка с днем рождения, не даришь ему подарки, может быть, ты и не любишь его на самом деле?

Что заставляет нас быть внимательными к другому человеку? Избыток сердца. Если наши любовь, дружба, внимание, эти чувства красивые и священные чувства достаточно интенсивны, мы, конечно же, стремимся их как-то проявить в символах, в действиях, в знаках внимания. То же и относительно религиозного чувства. Бывают люди с очень пылким религиозным сердцем, и, если ты по-настоящему верующий, тебе обязательно надо как-то это проявить – ты не будешь сидеть просто и говорить, что «я христианин, но мне достаточно веры внутри – в своей глубине, внутри своей души».

Если ты любишь Бога, если ты стремишься к нему, если ты веришь ему, тебе захочется и перекреститься, и поставить свечу, и сходить в храм, и бросить, может быть, вот эти две лепты свои – может быть, даже последние. Но ты это делаешь ради Бога, от избытка сердца. И Господь где-то сидит и смотрит на нас и отмечает вот эти жесты и не оставляет их без награды и без внимания.

Для нас это очень важно: когда ты даришь своему близкому любимому человеку подарок, как радостно на душе, когда ты вдруг увидишь небольшую тень на его лице, отсвет улыбки, которая говорит: «Да, это мне понравилось, это здорово, это очень важно для меня». Это Господь наш принимает дары так радостно, с любовью, и поощряет любой наш жест любви, которым и отмечена жизнь настоящего человека с настоящим любящим сердцем.

«Свет невечерний» (Гомель)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

Расшифровка: Православная газета. г.Екатеринбург №25 (874)

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948