Подвиг, о коем звонят, есть пустой, - гроша не стоит.
Святитель Феофан Затворник
Добрый день, Николай! На Церковном календаре «Неделя о мытаре и фарисее». Полным ходом началась подготовка к Великому посту. Исходя из тех знаний, которые ты почерпнул на занятиях воскресной школы для взрослых: "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться", поделись, пожалуйста, с читателями сайта мыслями о смирении? Что по этому поводу писал святитель Феофан Затворник?
- Смирение - дар Божий. Творец предлагает дар. Дар от Бога нужно принять. Все дары стяжаются Благодатью. Этим Бог призывает к Себе и благодарит Благодатью, что ты правильно Его слышишь, понимаешь и исполняешь неленностно.
Святитель Феофан Затворник: «Главная черта смирения - чувствовать, что я ничто и если есть что, всё то Божие».
Выходит, что смиренный не должен видеть своих добродетелей? Иначе он падёт в прелесть?
- Помнишь, что сказано в Святом Евангелии? "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мк. 2, 17).
Святитель Феофан Затворник: «Устами Премудрости звал к себе Господь безумных. Сам же, странствуя по земле, призывал грешников. Да, ни гордым умникам, ни самочинным праведникам нет у Него места. Да радуется умственная и нравственная немощь! Сила умственная и деловая, поди прочь! Всесторонняя немощь, себя сознающая и с верою прибегшая к Господу, немощное врачующему и оскудевающее восполняющему, крепнет и умом, и нравом, продолжая, однако же, сознавать и скудоумие, и худонравие свое. Сила же Божия под этим невзрачным прикрытием, совершаясь в немощи, созидает незримо иную личность, светлую умом и нравом, которая в свое время становится славною иногда еще здесь, но всегда там. Вот что скрыто от премудрых и разумных и открывается только младенцам».
Казалось бы, сколько добродетелей может быть в человеке. А получается, что всё пустое и самообман? Почему же именно без смирения невозможно спастись?
- Без Благодати спастись невозможно, а смирение это самый надежный путь к стяжанию Благодати и наследию Царствия Божия. Когда Благодать укоренится в душе, она принесет и надежду на спасение.
Святитель Феофан Затворник: «Смирение - основа всего! Как отойдет смирение, сердце замкнется и все доброе в нем задохнется. Да будет всегда сердце сокрушенно и смиренно. Были люди, которые одним смирением без подвигов спаслись; а без смирения никто не спасался и не спасется. Гонитесь за смирением, всегда отбегающим. Оно есть след Христов, благоухание Христово, одеяние Христово! Ради его все простит Бог и все недостатки подвигов не взыщет; а без него никакие строгости не помогут. С смирением и без больших подвигов в рай попасть можно; а без него, как без паспорта, не пустят в рай Божий, который весь исполнен смиренниками. Господь да умудрит вас! Вы хорошо попали в самое сердце богоугождения, указав на смирение с терпением. Благослови Господи успехи ваши в этом».
Смирение, как бы, основа всех добродетелей?
- У Бога всё целостно, Целомудренно. Без смирения это невозможно понять.
Святитель Феофан Затворник: «Терпение и смирение правители жизни духовной. Смирение есть несокрушимое оружие против врагов. Трудись над собой всусильно, и Бог поможет тебе преусилить. Целью имей - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Когда они есть, это значит, что ты в должном настроении. Сии чувства должны быть постоянно присущими в сердце. И тогда покров Божий - и во всем духовном благопоспешество и успех. Тогда внимание к Богу стоит прочно, и память Божия неотходна».
Мы начали со смирения, а плавно переходим к молитве. Как же смирение стяжать в молитве?
- Зачастую и дома и в Храме молитва рассеяна, и не приносит духовного плода. Очевидно, что молитвой просто так достичь смирения нереально. Какие черты богоугодной молитвы, что мы должны испытывать тогда, наставляет Святитель Феофан Затворник:
«В молитве - главное умом в сердце предстояние Богу с благоговеинством и страхом, отрезвляющим и прогоняющим всякую блажь и насаждающим в сердце болезнование пред Богом. Эти чувства: страх Божий и болезнование, или сердце сокрушенно и смиренно, суть главные черты настоящей внутренней молитвы и проба всякой молитвы, по коим надо судить, должным ли порядком идет наша молитва, или не должным. Когда они есть - молитва в порядке.
Когда их нет, - не в порядке, и надобно вставлять ее в свой чин. С отсутствием их сласть и теплота могут породить самомнение, а это гордыня духовная, и се будет прелесть пагубная. Тогда сласть и теплота отойдут; останется одна память о них, а душа все же будет думать, что имеет их. Сего бойтесь, и больше возгревайте страх Божий, смирение и болезненное к Богу припадение, ходя всегда в присутствии Божием. Се - главное!
Хранится ли прежнее ваше теплое состояние? Хранить надо. Ему основа - смирение. Как только умалится смирение, так и холодность пойдет. Ибо когда душа начинает считать себя чем-либо, тотчас Господь отступает, и она оставшись одна - сама с собою, хладеет. Не языком говорить: я ничто, а в сердце чувствовать свое ничтожество надо. И тут всегда будет Господь, из ничего все сотворивший и творящий. Теплоту Господь подаст; но и самим надо труд приложить. Душу должно ограждать глубоким смирением.
… Имею в виду одно - возбудить в вас опасливость и зоркое смотрение за внушениями вражьими, с коими он умеет так искусно подходить, что и не заметишь. С тоненького помышления начнет и доведет до больших дел по роду своему. Смотрите же, Господа ради, позорче за собою. Господь да поможет вам глубже утвердиться в чувствах самоуничижения и смирения!»
"Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18, 3).
Как же взрослому человеку уподобиться ребёнку?
- Всё должно быть естественно. Насильно заставить себя уподобиться ребёнку невозможно.
Как это сделать, учит Святитель Феофан Затворник: «Жить надобно так, как Бог создал нас».
«Детское строение сердца - образцовое. Дети, пока не раскрылись в них эгоистические стремления, - пример подражания. У детей что видим? Веру полную, не рассуждающую, послушание беспрекословное, любовь искреннюю, беззаботность и покой под кровом родителей, живость и свежесть жизни, с по-движностью и желанием научиться и совершенствоваться. Но Спаситель особенно отмечает одно их свойство - смирение: "...кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном" (Мф. 18, 4).
Ибо коль скоро есть смирение настоящее, то и все добродетели есть. Оно тогда и является в совершенстве, когда другие добродетели уже расцвели в сердце и приходят в зрелость; оно венец их и покров. Это - тайна жизни духовной о Христе Иисусе, Господе нашем. Чем кто выше, тем смиреннее, ибо он яснее и осязательнее видит, что не он трудится в преуспеянии, а благодать, которая в нем (1 Кор. 15, 10), и это есть мера "полного возраста Христова" (Еф. 4, 13). Ибо главное во Христе Иисусе то, что Он "смирил Себя, быв послушным даже до смерти" (Флп. 2, 8)».
Получается, на пути к смирению нам предстоит большая духовная работа над собой?
- Смирение – это не только ценный аскетический плод, а Божий дар подвизающемуся ради добродетели. Подвижнику остаётся сберечь этот бесценный дар. Ведь противник наш «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).
Святитель Феофан Затворник: «Точка опоры для брани есть наш восстановленный дух; сила же победительная и разрушительная для страстей есть благодать. Она в нас одно созидает, а другое разоряет — но опять чрез дух, или сознание и произволение. Борющийся с воплем повергает себя Богу, жалуясь на врагов и ненавидя их, и Бог в нем и чрез него прогоняет их и поражает. «Дерзайте», говорит Господь, «яко Аз победил мир» (Ин. 16, 33). «Вся могу о укрепляющем мя Христе», исповедует Апостол (Флп. 4, 13), - точно так, как без Него мы ничего не можем.
Кто хочет победить сам, тот несомненно падет или в ту страсть, с коею борется, или в побочную. Предавший же себя Богу словно из ничего стяжавает победу. Этим опять-таки не отвергается свое противодействие, а показывается только, что, при всем противодействии, успех его или победа никогда не может быть нашею, а если есть она, то всегда от Бога. Потому-то всевозможно противоборствуй и борись, но не оставляй возлагать всю печаль свою на Бога живаго, Который говорит: «С тобою есмь в день зол - не бойся».
«Уже и прияли вы великую милость, когда дал вам Бог образумиться и стать на должную дорогу. Вы неправо думаете, что это было простое дело. Кажется, вы хотите этим смирение показать, а между тем приписываете себе дело, которое не может быть иначе совершено, как благодатию Божиею. Это большая гордость. Извольте исповедать, что вас Господь призвал к жизни по Богу, чем показал, что избирает вас для царствия небесного.
Исповедуя же сие, благодарите Бога, и со страхом и трепетом совершайте свое спасение, - боясь, как бы, отпадши снова, Духа благодати не укорить и крови Сына Божия не попрать. Вы уже были призываемы путем рождения, крещения и воспитания, и стояли на добром пути, но уклонились, поправ благодать св. крещения. Теперь снова призваны. Бойтесь опять отступиться от Бога. Благодать двояко действует: совне, когда призывает, и это всеобщая благодать, никто не исключен: ибо Господь всем хощет спастися и в разум истины приити; когда кто, вняв призванию, обращается, тогда благодать чрез таинство крещения или покаяния, внутрь вселяется, и там созидает спасение, или образует из стихий добра, естественных человеку, нового человека, наследника вечного царствия небесного, не властительски, а руководительно и помогательно, то есть, указывая добро, и помогая совершать его».
Подведя итоги, можно ли по пунктам создать инструкцию: «Как стяжать смирение?»
- Можно, как кажется, исполнить «инструкцию» и ничего не получить. У Бога всё личностно. Бог любит не всех абстрактно, а каждого конкретно. Каждого ведёт ко спасению тем Путём, какой человеку под силу. Если человек упирается, прости, как осёл, Он его тянет «вервями (верёвками) Любви». Вера, Любовь, Смирение раскрываются «в поте лица». Смирение приобретается делами смирения.
Дела смирения, можно ли по пунктам перечислить?
- Во-первых, это молитва.
Святитель Феофан Затворник: «Молитесь Богу, чтобы Он дал дух сокрушения и смирения и Он даст. Между тем сами собирайте смирительные мысли, и держите их в душе. …Бог хочет, чтоб вы сами смирились и готов дать смирение, если взыщете».
- Во-вторых, личная исповедь.
Святитель Феофан Затворник: «Вы исповедаете свой грех, что нетерпелива, обидчива, не мирна, уступчива мыслям смущающим? - Это очень не хорошо. Все от гордости. Если бы было смирение, ничего такого не было бы. Так извольте стараться, уверив себя, что вы ничего не стоите, никакого внимания и почести, что вы стоите не таких еще оскорблений не словом только, но и делом. Когда уверите себя в этом и восчувствуете свое ничтожество, тогда все будет проходить для вас мирно».
«Смирение трудно достается. Можно считать себя смиренным, не имея и тени смирения. Одним размышлением не усмиришь себя».
- В-третьих, послушание и отречение от своей воли.
Святитель Феофан Затворник: "Лучший, или единственный верный путь к смирению есть послушание и отречение от своей воли. Без сего можно развить в себе сатанинскую гордыню, смиренничая в слове и положении тела. Остановитесь, пожалуйста, на этом пункте, и со всем страхом разберите порядки жизни вашей. Есть ли в ней послушание и отречение от своей воли? Из всего, что вы делаете, что делаете вы не по своей воле, не по своему разуму и смышлению? Делаете ли что-либо нехотя, потому только, что приказано, из одного послушания? Рассмотрите, пожалуйста, и скажите. Если ничего нет такого, то порядки жизни вашей не приведут вас к смирению. Как ни смиряйте себя в мыслях, без смирительных дел не придет смирение".
- В-четвёртых, скромность и самоуничижение.
Святитель Феофан Затворник: «Боже вас сохрани, чем-нибудь вознестись над сестрами, и как-нибудь показать то. Когда какая сестра обращается к вам со словом, обращайтесь и вы к ней со всем вниманием, как к посланнице Божией. Бог послал ее изведать вашу любовь и внимание к сестрам, и ваше пред ними смирение.
«Одевайтесь просто, ходите просто, без всякого оказательства особности от других. Можно по внешности быть несколько хуже других, допуская одну эту особность».
«Смирение паче всего блюдите, и молитесь о нем, да подано будет, и сами себя почаще теребите, наклоняя на самоуничижение».
«Как только проснетесь, поскорее позаботьтесь восчувствовать себя негожею, а там и весь день такою же быть старайтесь. На молитву становясь и к Господу приступая, паче уничижайтесь. Кто и к Кому дерзает обращаться и беседовать человеческою речью?! Радуйтесь, когда встретится уничижение внешнее, невольное. Принимайте его, как особую милость Божию. Мерою себе поставьте, что, когда вы стоите в полном недовольстве собою, то вы в добром чине; коль же скоро хоть малое чувство самодовольства придет, и начнете вы цену себе давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте тогда теребить себя. Господа ради не забывайте сего пунктика. Все другое ничто, когда сего нет. Были люди, которые одним смирением без подвигов спаслись; а без смирения никто не спасался и не спасется».
Полезно ли самоуничижение живущему в миру? Мир требует обратного самоутверждения! Не приведёт ли это к отчаянию и унынию?
- Мы говорим о духовной истинной жизни. Внешняя жизнь, в которой мы вынуждены жить, есть жизнь ложная. Их нельзя переплетать, а тем паче, путать, где какие правила действуют. Это серьёзнейшая ошибка, даже болезнь!!! Неразборчивость!!!
Святитель Феофан Затворник: «Жизнь духовная – особый мир, в который не проникает мудрость человеческая».
«В житейском быту нельзя совсем пренебрегать тем, что скажут или что говорят. Дело благоразумия, впрочем, здесь должно простираться лишь до следующего: вести дела так, чтобы не раздражать речей и не мулить очей человеческих. Дальше же этого не должно заходить».
«Видимое пусть проходит мимо глаз и слышимое мимо ушей. Внешне действуйте, как и все, будто нараспашку, но сердце своё берегите от сочувствий и увлечений. В этом главное: сердце берегите – и будете там только телом, а не душою, верно исполняя заповедь апостола: да будут требующи мира... яко не требующе (1Кор. 7, 31)».
«Скрытность в житейском быту не худая вещь, в духовной же жизни – самая опасная. Непременно надо иметь кого-нибудь, с кем бы можно было совещаться о всём бывающем и вне, и паче внутри. Как уж у нас с Вами зашла о том речь, то и пишите».
Выходит, что жизненный успех в миру может привести человека к гордости?
- Без истинного смирения внешняя жизнь неотвратимо в человеке разовьёт гордость.
Святитель Феофан Затворник: «Извольте паче всего остерегаться, как бы не попасть на дорогу к гордости и не застрять там. Первый шаг на сей дороге есть самооценка, скрытное чувство, что я нечто, а не ничто; второй - самомнение или самочувствие - чувство, что я не только нечто, но и нечто важное и пред людьми и пред Богом. Из сих двух потом рождается вся куча гордостных мыслей и чувств, кои суть самые противные Богу. Потому всячески старайтесь быть в искреннем чувстве полного самоуничижения. Для того чаще приводите себе на память какие были грешки или ошибки в прежней жизни и осуждайте себя за них. Извольте себе избрать мерное правило в пище и питии, как делали все святые».
«Все порочные расположения или все нравственное зло истекает уже из самолюбия… Отсюда главные расположения воли у христианина суть самоотвержение и ревность о пребывании в сообщении с Богом, или любовь».
«Самоотвержение есть отрицание самолюбия. Оно преследует все, на чем есть печать самости, ненавидит ее и отвращается от всех вещей, питающих ее; ставит ни во что все преимущества временные, телесные, внешние; изъемлет из всех вещей сотворенных свое сердце. …Будучи по природе своей отвержением самолюбия, оно и плоды приносит или рождает в нас расположения совершенно противоположные тем, какие производит самость… Гонитесь за смирением, всегда отбегающим. Оно есть след Христов, благоухание Христово, одеяние Христово! Ради его все простит Бог и все недостатки подвигов не взыщет; а без него никакие строгости не помогут».
- Вместо гордости у самоотверженного смирение.
Святитель Феофан Затворник: «Такое расположение, по коему он считает себя тварию самою ничтожнейшею, достойною всякого презрения и унижения; приписывая себе одни грехи, все доброе он относит к источнику всякого добра — Богу; он не усвояет себе никаких преимуществ пред другими, а всякого считает высшим себя. Это есть самоуничижение, соединенное с чувством своей бедности и слабости».
Необходимо скрывать добродетели, своё делание?
- Не скрывать, а не кичиться и выпячивать. Скрыть добродетели невозможно.
Святитель Феофан Затворник: «Всякого рода подвиги надо так нести, чтоб про них в монастыре никто не знал... . Коль скоро узнают о чем, уж это дурно. Не подумайте, что спрятанность (чтоб не видали и не знали) не строго необходима. Нет: строго-настрого. Подвиг, о коем звонят, есть пустой, - гроша не стоит».
А что такое смиренномудрие?
- Принято считать, что всякое мудрование от лукавого. Разве смирение и мудрование – вещи совместимые в христианстве?
Святитель Феофан Затворник: «Христианство вполне удовлетворяет и нашему стремлению к первенству, но как? Совсем противоположным способом тому, какой употребляется в мире. Хочешь быть первым? Будь всем раб, то есть будь перед всеми последний, и это столько же существенно, сколько существенно настраивать жизнь свою и свой нрав по примеру Господа Христа. Господь говорит: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф. 20, 28). Господь служит, даже ноги ученикам умывает; нечего, стало быть, стыдиться послужить кому-либо.
Как и чем можешь, служи, случаи на каждом шагу: голодного накорми, раздетого одень, странника в дом введи, больного посети и даже походи за ним и требующему всякой другой помощи не откажи. И не телу только, но и душе другого послужи: вразуми, совет подай, книжку хорошую укажи, утешь, подкрепи. И слово есть могущественное средство помощи: в нем душа выходит и, сочетаясь с другою, силы ей придает».
Что такое ложное смирение? Как его отличить от истинного смирения? Что ты можешь нашим читателям?
- Я отвечу словами Феофана Затворника: «Слава Богу, что Вы трудитесь и смирять себя не забываете. Смирение себя еще не смирение, а желание и искание его. Помоги вам Господи достигнуть его. Есть дух прелести, который, не знать как, обходит душу лукавством своим, и запутывает ее помышления так, что она думает, будто смиренна, а внутри скрывает гордое самомнение. Вот и надобно пристально смотреть в сердце. Лучше всего пригожи тут смирительные внешние отношения. Но как их нет; то сами над собою трудитесь, навыкая смотреть на всех, как из-под горы на гору, а не как с горы под гору».
Под. Ред. Монаха Харитона (Евстигнеева)
Беседовали Николай Соловьев,
Анастасия Скребнева.