Поиск по сайту

[14.11.2015] Духовно-нравственные начала антропологии

Дневник Воскресной школы для взрослых
15 ноября 2015 года

Светлой памяти Евстигнеевой Галины Андреевны посвящается [0.0.1]


Человечество подошло к роковой черте в развитии земных цивилизаций [0.0.2]. Утратив понимание своего призвания и своих возможностей, человек действует вслепую и более похож на «слона в посудной лавке» [0.0.3], чем на разумное существо. Вся его деятельность в исторической перспективе оказывается разрушительной по своему характеру [0.0.4]. Человек уничтожает себя и среду своего обитания [0.0.5]. Стало очевидным, что без освоения истинных знаний о человеке, и построения на их началах антропологических наук, дальнейшее движение в сторону «прогресса» и «процветания» научно-технической цивилизации погубит человечество. Каково же состояние современных наук о человеке?

Общепризнано, что науки возникают и развиваются, утверждаются и влияют на ход истории человечества «в результате открытия фундаментальных закономерностей, на основе которых создаётся метод для изучения большой совокупности явлений, имеющих жизненно важное значение» [0.0.6]. Есть ли такой метод в науках, которыми сегодня изучает себя человек?

Целью науки, как области проявления человеческого интеллекта, является поиск путей познания окружающего мира. Задача любой науки сводится к наиболее полному описанию того, что она изучает (предметы, системы, явления) [0.0.7]. Описать – значит определить, т.е. наложить предел на изучаемое, и вычленить в нём то, что человек может понять.

Человек – цельное существо. Выделить какую-либо часть, значит, нарушить единство целого. Разделить, изучить, а затем сложить и получить? В анатомии так и поступают. Но, что является предметом этой науки? Телесный труп человека, не более, а где же живой человек? Примеры можно продолжить.

На сегодняшний день достаточно хорошо изучено биофизическое тело, плоть человека, как говорится, «разложено по косточкам» [0.0.8]. Плоть принадлежит этому вещественному миру и реально является объектом жизненных устремлений человека, его научных исследований [0.0.9], художественных произведений, религиозных поклонений. Об этом написано много. Но! Понятия – это результат работы нашего рассудка. Рассудок же – одна из низших способностей человека, принадлежащая душе как части человеческого естества. Таким образом, научное познание по своей сути продуцирует интеллектуальное знание частичное и ограниченное. Можно ли рассудочным, статистическим путем прийти к «открытию фундаментальных закономерностей» чтобы создать метод для изучения человека? Ответ очевиден – нет. Ни устроение, ни смысл жизни, ни предназначение человека не могут быть познаны существующими научными или художественными методами.

Усугубляется ситуация тем, что до недавнего времени наука, как сфера приложения человеческого интеллекта, была свободной деятельностью отдельных энтузиастов, которые искали Истину. Сегодня наука стала работой, источником существования для многих людей. Ученый — это особая профессия: в мире миллионы научных работников [0.0.10]. Современная наука более похожа на рынок. Вернее, на поле битвы за финансирование и влияние на умы, за признание одних идей и опровержение других. Тут уж не до Истины. По этому поводу выдающийся физик Макс Планк высказал такую мысль: "Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают, и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивают новую научную истину сразу"[0.0.11].

Науки, изучающие человека [0.0.12], в настоящее время разделяют участь всех светских наук – это ристалище различных мнений и направлений, сугубо прагматичное или прикрытое более или менее благими намерениями. Жизнь и деятельность человека служат лишь предметом для воплощения идей исследователей, за которые получаются гранты, премии. В таких научных «спорах» не может родиться истина, а обычно, как шутят ученые, побеждает красноречие. Человек являет сам себе и науке неразрешимую загадку.

Надежды на то, что какой-либо из общепризнанных естественно-научных или гуманитарных подходов даст, наконец, приемлемую парадигму человека, оказались несостоятельными: затрачиваются огромные усилия, а задача не решается. Частичные же гуманистические методологии с их антропоцентричной направленностью заводят все антропологические науки в тупик.

Как подойти к познанию всего человека? Какими методами исследовать целостно триединое тело [0.0.13; 14; 15]? Как определить цель жизни? Человек – не механический набор веществ, энергий, сил или информации, отвечающих на вопрос «что это?», каким его представляет сегодня наука. Человек имеет духовно-нравственные начала жизни, а личность человека, вообще, вне материальной природы [0.0.16]. Как может быть то, что вне видимого мира предметом науки? К тому же, законы истинной жизни определяются устроением человека, а не насаждаются ему извне.

Еще один аспект парадоксальной ситуации. В науке сложился устойчивый миф необходимости «объективности» и «нейтральности» исследований человека. Можно ли судить о человеке с некой «объективной», «нейтральной» научной точки зрения? Существует ли она? Ведь такая позиция должна быть в равной мере удаленной от всех иных возможных точек зрения. Не будет ли такая «объективность» отражением безразличия и непонимания того, о чем ведётся речь? «Объективность вовсе не состоит в том, чтобы ставить себя вне данного объекта, а, наоборот, в том, чтобы рассматривать объект в нем и через него» [0.0.17].

Выход единственный: нужно избрать какоелибо цельное непротиворечивое учение о человеке, мировоззрение этого учения выделить из существующих как базисное, и поставить его в своих рассуждениях выше иных точек зрения. Именно в ракурсе этого базиса далее разрабатывать методологию исследований человека. Какое же мировоззрение избрать?

Мировоззрения современных людей пестрят разнообразием. Следуя человеческим представлениям, версии онтогенеза человека, т.е. человеческого происхождения, столь же разнообразны. Часть людей считают себя происшедшими от обезьян и находящимися на стадии эволюции [0.0.18]. Часть уверена в своем инопланетном происхождении [0.0.19]. Для некоторых творцом является некий высший разум [0.0.20]. Часть человечества верит, что произошла реинкарнация [0.0.21] и т.д., и т.п. Мнения и научные гипотезы растут, как грибы после дождя. В такой сумятице мировоззрений ни науке, ни религии невозможно утвердиться в Истине. Человеческий разум, отвергая Божественное откровение, пытается сам проложить свой путь к истине [0.0.22] и, как правило, заблуждается. Разбору сумятицы человеческих мировоззрений можно посвятить множество бесплодных строк. Не будем этим заниматься.

Милостью Божьей сегодня мы имеем возможность представить курс для тех, кого сотворил Творец Бог-Троица (Быт. 1, 2731; 2,7). Люди иных мировоззрений, с иным онтогенезом, как они думают, вправе не видеть, не слышать и не принимать наших воззрений. Но! Они не вправе, Слава Богу, запретить изучение человека с такой точки зрения, т.е. иметь православное мировоззрение как базис научного мышления [0.0.23]. Настало время, когда учёные, жаждущие Истины, могут припасть к Её живому роднику. Православие как Откровение Божие проверено, утверждено и защищено жизнью святых отцов. Опыт истинной жизни отражён в их писаниях [0.0.24].

Начала знаний о человеке в антропологии как науке могут исходить только от Творца, из Его Откровения. В Откровении Бог первым выходит навстречу и открывает человеку то, чему его хочет научить. Откровение – это всегда общение с конкретными людьми. Из таких встреч складывается Священная история человечества. Люди, которые могут принять Откровение, называются угодниками Божьими или святыми. Сам Творец являет Себя во святых Своих, дарует им прозрение!

«Святые отцы изложили свои мысли, свое сердце, образ своих действий в своих писаниях. Значит: какое верное руководство к небу, засвидетельствованное самим небом,— писания святых отцов. Писания святых отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание!… Писания отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтоб научить нас точному исполнению Заповедей Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник, и конец — святое Евангелие» [0.0.27].

Достоверность в науке предъявляет к исследователю требование высокого профессионализма, т.е. всесторонних знаний о предмете исследования. Кто же в познании человека может стать выше святых отцов? Быть более компетентным в суждениях о человеке?

Согласно учению святителя Феофана Затворника [0.0.28], мировоззрением которого мы будем руководствоваться на протяжении всего курса, «Бог везде есть и всё содержит» (п.20) [0.0.29]. Господь незримо присутствует в каждом Своём творении. Духовно-нравственный метод антропологии, который излагается в курсе, строится на осознании того факта, что жить и действовать человек не может без Бога и вне Бога. Что мировоззрение лишь тогда духовно и нравственно, когда исходит из Божественного откровения. А деятельность возвышается до духовно-нравственного уровня, когда осуществляется в соответствии со спасительным служением Христа. Культура и наука тому не исключение.

Человек задуман как венец Божьего творения и создан Творцом в последний день (Быт. 1, 2731). Мир является средой обитания и продолжением естества человека, служит ему домом. Все законы мироздания находятся в согласии с устроением человека. Бог ввел человека в мир как царя в чертоги и заповедал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте…» (Быт. 1, 28). Человек как личность венчает творение Божие и является его ипостасью. Человек предстоит пред Творцом как лицо ответственное за весь космос [0.0.31]. «Жить нам надобно так, как Бог создал нас».

Эта ясная и конкретная мысль святителя Феофана выводит нас на уровень истинного предназначения человека. Человек сотворен личностью, духовно-нравственным существом и призван в достоинство Богоподобное [0.0.32]. «Мне думается, что многие потому и не живут, как следовало бы, ибо ошибаются, полагая, будто законы жизни навязываются человеку извне. Поэтому не туда направляют свои жизненные силы. По сути же законы окружающей нас жизни исходят изнутри самого человека... Установив здравые понятия об устроении человека, получим вернейшее указание на то, как человеку следует жить… Если бы люди были правильно научены, как оно есть на самом деле, и твёрдо убеждены в этом знании, то не стали бы перечить Истине и отступать от Законов» (п.5) [0.0.30]. Вот базис православного мировоззрения, которое является стержнем всего курса.

В предлагаемых лекциях изложены основные понятия духовно-нравственного метода познания жизни и деятельности человека и раскрыты возможности такого подхода «для изучения большой совокупности явлений, имеющих жизненно важное значение» [0.0.6] как через методологию фундаментальных исследований – антропологическое моделирование, так и через инструментарий учебно-методического изложения материала. Показаны аспекты применимости метода также и в части прикладных исследований всего спектра антропологических наук.

Монах Харитон (Евстигнеев)


Примечания:
[0.0.1] Данчева Ирина. Утешение в скорби. Львов, 2005. 167с.
[0.0.2] Тростников В.Н. История человечества есть история цивилизаций // В кн. Православная цивилизация. М.: 2002, С.91 – 102.
[0.0.3] идиоматический оборот; англ.версия «бык в магазине фарфора»
[0.0.4] Кожурин А.Я. Социальноантропологическая катастрофа как «апокалипсис» // Социальный кризис и социальная катастрофа: Сб.матер.конф. СПб.: 2002, С.38 – 42.
[0.0.5] Экологическая катастрофа. http://ru.wikipedia.org/ . Гуманитарная катастрофа. http://ru.wikipedia.org/. Техногенные катастрофы. http://chronicl.chat.ru/tehnogen.htm
[0.0.6] Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974. С. 288.
[0.0.7] Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинноследственные связи, и как следствие — прогнозировать. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Наука )
[0.0.8] Анатомия (от греч. ἀνα + греч. τέμνω — «режу», «рублю») — сборная группа разделов биологии, изучающих структуру организмов или их частей на уровне выше клеточного.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Анатомия. Наиболее известные ветви анатомии:
анатомия растений — изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов у растений; анатомия животных — изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов у животных; анатомия человека — изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов у человека. Эта ветвь науки имеет значение, как для биологии, так и для медицины. Кроме того, знание анатомии необходимо в прикладном искусстве для правильной передачи пропорций, поз, жестов и мимики человека.
Анатомия человека является фундаментальной и основополагающей дисциплиной, занимающейся изучением форм и строения человеческого тела на различных этапах его развития. www.rusmedserver.ru/med/anatomy/index.html
[0.0.9] Анатомия и физиология человека изучает особенности строения и жизнедеятельности организма в процессе индивидуального развития. Классический подход к изложению информации об организме человека основан на принципе раздельного описания макроскопического строения (анатомия), микроскопического строения (гистология) и функционирования (физиология). Эти разделы науки служат фундаментом для медицины. www.eanatomy.ru
Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. Ростов н/Д; 2003. – 416с.
[0.0.10] Совокупность занимающихся наукой людей составляют научное сообщество. Научное сообщество представляет собой сложную самоорганизующуюся систему, в которой действуют и государственные институты, и общественные организации и неформальные группы. Отличительной чертой этого сообщества является повышенная степень признания авторитета, достигнутого научными успехами, и сниженный уровень признания авторитета властного, что порой приводит к конфликту государства и научного сообщества. Также следует отметить более высокую, чем в других социальных сферах эффективность неформальных групп и особенно отдельных личностей. Важнейшими функциями научного сообщества является признание или отрицание новых идей и теорий, обеспечивающее развитие научного знания, а также поддержка системы образования и подготовки новых научных кадров. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Наука)
[0.0.11] Планк Макс, знаменитый физик, один из создателей квантовой механики.
[0.0.12] Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб., 2007. – 912 с.
Книга, предложенная Юрием Михайловичем Зенько, является системным исследованием работ в этом направлении. Основными достоинствами книги следует признать ее многогранность, литературную открытость и историчность в области христианской антропологии. Это, прежде всего, серьезное справочное пособие.
[0.0.13] «Как в русском языке слово «тело» родственно слову«целый», так и в греческом языке слово «sôma» имеет корень so (цел). Прилагательное «sôs» означает «целый, неповрежденный, здоровый». Иануарий (Ивлев), архимандрит. «Основные антропологические понятия в Посланиях святого Апостола Павла». Православное учение о человеке. – М., 2004. С.21.
[0.0.14] Слободчиков В.И. , Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. М., 1995. – 384с.
[0.0.15] С чего начинается личность/Под общ.ред. Р.И.Косолапова. М., 1983. – 360 с.
[0.0.16] Лосский В. Н. Догматическое богословие. М., 1991. С. 240244.
[0.0.17] Лосский В. Н. Очерки мистического богословия. М., 1991. С. 12.
[0.0.18] http://macroevolution.narod.ru/eidel1.htm
[0.0.19] Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Свитки из Лемурии. Новые откровения о космическом происхождении человека. Изд: София. 2008 г. – C.336.
Люди произошли от земноводных http://jupiters.narod.ru/human.htm
[0.0.20] http://www.theosophy.ru/hpb.htm
[0.0.21] Реинкарнация. http//whoareyou.ru/
[0.0.22] Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 2006. 202с.
[0.0.23] Конституция Российской Федерации Глава 2. Права и свободы человека и гражданина статья Статья 28. «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
[0.0.24] Материалы научнопрактической конференции «Проблемы взаимодействия Русской Православной Церкви и ведущих научных центров России». Саров, 710 марта 2000г. – 178с.
Непомнящих И. Путь Православия сегодня. 10.10.2001. http://Православие.ru
[0.0.25] В более узком смысле диалектика — название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезисантитезиссинтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина. http://ru.wikipedia.org/wiki/Диалектика
[0.0.26] Димитрий Ростовский. Жития святых. Киев, 2000. Т.1 – 12.
[0.0.27] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О чтении святых отцов. Т.1 «Аскетические опыты». М., 2007. С. 231 232.
[0.0.28] Георгий (Тертышников), архимандрит. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М.: 1999. 569 с.
[0.0.29] Феофан (Говоров), святитель, Вышенский затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Почаев, 2003. С. 216. Ссылки на основную литературу даются непосредственно в тексте, указывается только письмо, из которого приведена цитата: (п.20), [0.0.30] Там же (п.5).
[0.0.31] Лосский В. Н. Догматическое богословие. М., 1991. С. 237.
[0.0.32] Там же С. 241.

Картинка с сайта  http://www.2fons.ru/download/43298/1920x1080/

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948