Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их, подражайте вере их.Этими словами святого апостола Павла Святая Церковь внушает нам поминать наставников, которые проповедовали нам слово Божие устами и делом, ревностно следовали за Христом до конца своей земной жизни. Так и в настоящий день она торжественно совершает память святителя и чудотворца Николая, изображает перед нами его пастырскую ревность и подвиги по вере, его добрые дела, особенно его милосердие к бедным, чтобы мы, вознося к нему молитвы и взирая на его благочестие и святость, и сами старались подражать ему.
Святитель Николай всегда помогал всем к нему прибегающим за помощью и теперь помогает всем, кто с усердной молитвой обращается к нему во время своей скорби, печали и беды. Имя святителя Николая почитается во всем христианском мире. Нет такого православного дома, где не было бы иконы с его изображением, и не найдется такого христианина, который бы не прибегал с молитвой к его помощи и заступлению. К нему обращаются и его почитают не только христиане, но и другие народы, например магометане.
Святитель Николай еще при жизни своей и теперь является усердным помощником в мореплавании. Вспомним маленький пример из его назидательной жизни. Еще будучи пресвитером, он отправился морем в Иерусалим на поклонение гробу Господню. Вдруг поднялась буря, и корабль стало заливать волнами. Плывшие с ним начали просить помолиться о спасении. Он начал прилежно молиться, и буря стала утихать, море вскоре совершенно успокоилось, и общая печаль и страх перешли в радость и ликование.
Немногим из нас, дорогие братия и сестры, приходилось или придется испытывать опасности плавания на море. Но зато все, без исключения, подвержены опасностям другого рода — плаванию по морю жизни. Святитель Василий Великий учит, что человеческая жизнь — это «непостоянное море, зыбкий воздух, неуловимое сновидение, утекающий поток, исчезающий дым, бегущая тень», это «путь», «потому что каждый из рожденных поспешает к концу».
Поэтому каждый человек — путник; решившись плыть по бурному житейскому морю, непременно должен будет претерпеть многие бури. Многие беды и опасности таит в себе море жизни. А на пути нашем стоит «соперник [т. е. диавол] — это сила нам противоборствующая, преследующая жизнь, изобретающая все способы, чтобы совратить нас с пути, ведущего к Богу». Поэтому каждый христианин, чтобы перенести все житейские бури и невзгоды, отразить нападения диавола, должен хорошо знать, чего должен избегать он и как с ним бороться, чтобы благополучно плыть ему в пристань вечности, Царство Небесное. Он должен уметь «управлять своей жизнью». Да, мы в жизни, как в море, всюду окружены опасностями одинаково: и в летах детства так же, как и в летах юности; и в летах мужества так же, как и в летах старости.
Вот дитя только что увидело свет Божий, а опасности уже стерегут, ждут его душу. Что если родители оставят его в небрежении, поручив его воспитание другим? Что если долгое время будут смотреть на него, как на игрушку, будут заботиться о том, чтобы только хорошо одеть и напитать его? Что если окружат его такими людьми, которые будут насаждать в нем семена суеверия и предрассудков, наполняя и пугая его воображения разными сказками и пустотой, о многом будут сообщать ему, но ничего о главном — о Том, в Кого ему веровать, Кого любить? Что если хорошего, христианского ничего не увидит он долго ни в родителях, ни в окружающих их?
Подлинно, сколько здесь предстоит опасностей его душе! Душа дитя — это нива, ничем не засеянная. Посейте семя доброе, и плоды произрастут добрые. Посейте терние, терние и произрастет. О родители! Бодрствуйте над своими детьми и не будьте виновными их вечного несчастья, их вечной погибели!
Но вот дитя стало юношей. Счастливый этот возраст, блаженное время юности. Но и здесь столько угрожает опасностей для души, и такие эти опасности, что если кто подвергнется им, то всю жизнь будет оплакивать свою участь. Юноша чувствует в себе избыток сил и здоровья. Что если эти его силы будут тратиться на пустые, чувственные удовольствия плоти? Юность неразборчива и легкомысленна, она легко склоняется ко всему ее услаждающему, не обращая внимания на то, истинно ли то будет или ложно, полезно или вредно душе... А его неопытность, беспечность, самонадеянность, его жадность к новизне, его непослушание ни родителям, ни духовникам могут погубить его при малейшей неосторожности с его стороны. Как трудно бывает противостоять окружающим соблазнам юноше, который по самому возрасту своему так любит шум и веселие! При первой возможности он отдается им всей душой своей.
Где же та боголюбезная чистота и невинность сердца, которые так желательно видеть в юноше? Где это самоотверженное стремление ко всякому добру, так свойственное молодым силам? Где эта бескорыстная любовь к ближнему, эта пламенная любовь к Богу, так приличная его возрасту? Как они редки в нынешних юношах! И вот этот юный по телу часто становится состарившимся от привязанности к миру, его утехам. И тот, от кого должно бы благоухать ангельской чистотою и невинностью, от кого и Церковь, и родители, и Отечество ждали полезных трудов, таковой часто кончает жизнь свою преждевременно в цвете лет своих, иногда самым ужасным образом, и, таким образом, погибает навеки. Таковы дети юности! Так много опасностей и соблазнов! Старшие и опытные в жизни! Предохраняйте юность от падений, иначе она погибнет, как погибают на море от бури и подымающихся волн его.
Но вот наступают лета зрелости, мужества. И здесь тишина и спокойствие души бывают так же непрочны, как на море. Правда, человек в летах мужества становится благоразумнее, всякое дело делает обдуманно. Но и при всем благоразумии сколько, однако, может быть ошибок, увлечений, падений? Под этим видимым спокойствием как часто скрывается черствость души, холодность к Богу и ближнему, желание жить только для земли, для себя, без забот о душе, о благе другого! А внутри, в самой душе, эта вечная брань духа с плотью и постоянная опасность потерять себя, погибнуть.
То преследует его гордость, то тщеславие, то корыстолюбие. А там поднимает бурю плотская страсть или не менее гибельная страсть к вину, деньгам и тому подобное. И сколько пало и падает от этих страстей! А эти скорби от недовольства своим положением, от неустройства жизни домашней, от беспорядочного поведения детей? Как они легко могут повергнуть нашу душу в ропот на Бога, уныние, отчаяние! Даже самая крепость телесная, которая свойственна мужеству, не угрожает ли повергнуть человека в беспечность о своей душе? «Не скоро еще придет конец твой, успеешь еще покаяться», — говорит это обилие телесных сил. Так и в летах мужества много опасностей для души.
Но вот человек достигает возраста старости, можно думать, что здесь нет ничего уже опасного для человека. В нем самом все уже как бы замирает, но не так на самом деле. Здесь жизнь есть то же море, как в других возрастах, подчас море шумное и бурное, готовое поглотить человека своими волнами. Не доверяйте вы этому бесстрастию, которого будто бы достигают души старцев. Нет, враг рода человеческого свои стрелы пускает и в них и в них возбуждает страсти: самолюбие, сластолюбие, гордость, ненависть, зависть, сребролюбие и другое со всею их силою.
А как трудно многим из старцев примириться с той мыслью, что одной ногой они уже в могиле. Примириться с этой мыслью — значит изменить себя, а подобные старцы нисколько к этому не способны. Ибо трудно насадить в сердце добродетели в старости, когда их не было в юности, трудно отстать от пристрастия к мирским утехам, когда вся жизнь прошла в искании этих утех, — в старости пожинают то, что посеяно в юности. И вот почему мы видим так много старцев, которые живут так, как будто им никогда не умирать, которые еще не приносили покаяния, еще не думали об исправлении себя! Плачевна участь этих служителей мира и страстей! Смерть застает их часто при их греховных делах — тогда, когда и не могли ожидать, — похищает (не приготовленными для жизни вечной) как бы за то, что они имели больше других времени для покаяния и не покаялись.
Дорогие братия и сестры! Что же нам делать среди этих опасностей? А что делали апостолы, когда их корабль от морской бури был в опасности потонуть? Они обратились с мольбою к Господу:
«Спаси нас, Господи, погибаем!» Что делали плывшие на корабле со святителем Николаем? Они обратились к нему с прошением о молитве. Нам ли, христианам, не к кому возвести мысленный свой взор, когда обуревают нас волны — житейские напасти? У нас есть Спаситель, положивший душу Свою за нас. У нас есть всесильная ходатаица и молитвенница перед Ним — Пречистая Матерь Его. У каждого из нас есть ангел-хранитель, есть другой ангел, имя которого мы носим, и многое множество других святых. Все они близки к нам, любят нас, молятся с нами и за нас, вечные и неизменные ходатаи наши.
Итак, мы, плавающие в море житейских попечений, мы, потопляемые грехами своими, будем обращаться чаще и чаще к этим кормчим и молиться им. Молитесь, родители, о детях своих, чтобы они были сосудами Духа Святого. Молитесь, юноши, чтобы вам соблюсти в непорочности юность свою. Молитесь, мужи, чтобы вам с крепостью телесной приобрести крепость духа, твердость в добродетели. Молитесь, достигшие лет старости, чтобы с убелением влас главы вашей убелились и очищались от грехов души, чтобы вам быть чистою пшеницею, вполне годною, вполне созревшею для Царства Небесного. Молитесь и будьте уверены, что молитва ваша не будет напрасною, она спасет вас. Аминь.
Фотографии Базилики Святителя Николая в Италии, город Бари