Поиск по сайту

Колокола

7 апреля 2017 года в приходе случилось двойное торжество: празднуемое православным миром Благовещение Пресвятой Богородицы и освящение большого праздничного колокола в честь святых Царственных страстотерпцев. Чин освящения состоялся в конце Божественной Литургии, после чего прихожане смогли услышать трезвон с обновленным подбором колоколов. Отец Николай поздравил прихожан с праздником и сказал: "Добавился новый колокол - новый голос в нашей колокольне".

ПРАЗДНИЧНЫЙ КОЛОКОЛ

7 марта 2017 года во вторую седмицу Великого поста из Москвы в Храм во имя святого страстотерпца царя Николая II прибыл праздничный колокол весом 700 кг.

Изготовитель - Московский колокольный завод "ЛИТЭКС". Предыдущие два колокола весом 150 кг и 270 кг, отлиты на этом же предприятии. Всего в наборе 8 колоколов. Праздничный благовестник девятый по счёту.

Вес колокола 43 пуда или 700 кг. Высота – 1060 мм, диаметр – 990 мм. Звучание этого колокола - «молитва в звуке» о святых Царственных страстотерпцах, которым посвящен строящийся храм. Колокол относится к группе благовестников баритонов. Основной тон Си b.

На верхнем поясе колокола молитва, которую читает звонарь во время совершения благовеста: «ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНОГО!».

На тулове колокола иконы: Иисус Христос Спас Нерукотворный, Царственные Страстотерпцы, Святитель Иоанн Тобольский.

Колокол отлит «ВО ЗДРАВИЕ БЛАГОДЕТЕЛЕЙ И О УПОКОЕНИИ УСОПШИХ ПЕТРОВЫХ ГЕОРГИЯ, АЛЕКСАНДРА, ФЕВРОНИИ, АЛЕКСАНДРА».

На нижнем поясе надпись: «ВО СЛАВУ БОЖИЮ СЛИТ СЕЙ КОЛОКОЛ ЛЕТА 2017 ОТ Р.Х. В ЧЕСТЬ ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА ВО ИМЯ СВЯТОГО СТРАСТОТЕРПЦА ЦАРЯ НИКОЛАЯ ГРАДА НОВОСИБИРСКА И КО 100-ЛЕТИЮ РАССТРЕЛА ЦАРСКОЙ СЕМЬИ».

До подвески колокола решаются вопросы об укреплении колокольни и изготовления сооружения под колокол кузнечным мастером.
 

 ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗВОННИЦЫ

В настоящее время ожидается строительство храма и службы проходят в здании, предназначенном для административного помещения. Звонница сооружена в 2009 году как временная колокольня, которая после окончания строительства будет лаконично вписываться в храмовый комплекс. Звонница содержит шесть колоколов производства предприятия «Светолитие», отлитых на средства благотворителей летом 2009 года и три колокола, отлитых в Москве заводом «Литекс» в 2012, 2014 и 2017 годах.
 

               
 
Датой рождения звонницы является 5 ноября 2009 года - день апостола Иакова, брата Господня по плоти. В этот день благочинный церквей города Новосибирска - протоиерей Борис Свинин совершил Чин освящения кампана.
                 
СМИ О РОЖДЕНИИ НАШЕЙ ЗВОННИЦЫ
 
 
 


 
  
 

ОПИСАНИЕ ЗВОННИЦЫ

Временная звонница представляет собой архитектурное одноэтажное сооружение в виде восьмигранника, увенчанного макушкой – куполом с крестом. Ярус звона с восьмью проемами, расположенными по сторонам света. Основание проемов, которые имеют приблизительные размеры 1,0*1,5 метра, находится на высоте 1 метра от пола. Колокола закреплены на металлических балках обшитых деревом на высоте чуть более 2 метров от пола площадки. Звонарский пульт находится на возвышении 30 см над уровнем остального пола.

                    

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПОДБОР

Колокольный подбор состоит из 9 колоколов с иконами в честь Царственных страстотерпцев.

ФЕОДОРОВСКИЙ КОЛОКОЛ

В честь 400-летия Дома Романовых колокол был заказан на московском колокольном заводе «ЛИТЭКС» и отлит 21 июля 2014 года. 28 июля в день Крещения Руси колокол из Москвы отправился в Новосибирск и прибыл в храм 4 августа к празднику святой равноапостольной Марии Магдалины. Колокол получил название «Феодоровский» в честь одноименной иконы Пресвятой Богородицы, изображенной на нем.  Вес колокола составляет 270 кг. Освящен колокол игуменом Владимиром (Соколовым) руководителем Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской Митрополии 19 августа 2014 года в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Слева от иконы Пресвятой Богородицы на колоколе расположена икона Архистратига Михаила, предводителя небесных воинств. Справа - икона святого великомученика и целителя Пантелеймона. На обороте колокола отлита икона преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской. Поскольку 2014 году Православная Церковь празднует 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия.

На нижнем поясе колокола именная надпись: «Лит колокол сей в честь 400-летия Дома Романовых ко Храму во имя святого страстотерпца царя Николая града Новосибирска лета 2014 от Р.Х.». Вес языка колокола составляет 11 кг.

На верхнем поясе колокола читается надпись из 113 Псалма: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу…». Эта надпись - напоминание о том, что все христиане должны прославлять Имя Божие и возносить Славу Творцу и Создателю. О славе Господа вещает и вся земля, все бытие земное.

ЦАРСКИЙ КОЛОКОЛ

Царский колокол весом 150 кг. Он отлит на московском колокольном заводе «ЛИТЕКС». Колокол прибыл из столицы к празднику Воздвижения креста Господня 26 сентября 2012 года. Освящен колокол 28 октября 2012 года. В приходе он именуется «царским колоколом». Царский колокол украшен тремя иконами: царя Николая II, святителя Николая архиепископа Мир Ликийского чудотворца и святого праведного Иова Многострадального, поскольку день рождения царя Николая приходится на 19 мая. На обратной стороне колокола приводится текст тропаря царю Николаю «Царства земного лишение…».
 


Храмовый Тропарь святому Царю мученику Николаю II
Глас 5

Царства земнаго лишение, / узы и страдания многоразличныя, / кротко претерпел еси, / свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев, / страстотерпче великий Боговенчанный Царю Николае, / сего ради мученическим венцем на небесех, / венча тя с Царицею, и чады, и слуги твоими Христос Бог, / Егоже моли / помиловати страну Российскую / и спасти души наша.

 

 
Меньший за царским благовестником – колокол весом 72 кг. Он украшен иконами Царицы мученицы Александры и духовника царской семьи - Святого праведного Иоанна Крондштадского. Верхняя надпись на колоколе гласит: «Святая царица мученица Александро моли Бога о нас», а нижняя свидетельствует о благодетеле: «Лит колокол еси в лето 2009 года для храма Святого Царя мученика Николая вкладом раба Божия Виктора Кашлева». Следующий за ним, уменьшающийся по размеру, колокол с изображенными на нем иконами святого царя мученика Алексея и преподобного Серафима Саровского. Он пожертвован вкладом рабы Божией Галины Молодиной. Остальные четыре колокола отлиты в честь царских детей - мучениц Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Звонница расположена на открытой площадке, что обуславливает хорошую слышимость звона, как в храме, так и на расстоянии подхода к храму. Звон колоколов приятен на слух, мелодичен. Подбор колоколов удачно отлит и звуковая атмосфера колоколов очень гармонична.
 
                 
ШКОЛА ЗВОНАРЕЙ
 
Чтобы стать звонарем и официально получить свидетельство с присвоением квалификации «Церковный звонарь» необходимо пройти годичное обучение. Школа звонарей при Новосибирском Свято-Макарьевском Православном Богословском институте организована в 1997 году по благословению владыки Сергия, епископа Новосибирского и Бердского, настоятелем храма во имя Михаила Архангела игуменом Владимиром (Соколовым) и музыковедом-кампанологом, кандидатом искусствоведения Ларисой Дмитриевной Благовещенской. До настоящего времени это единственная Школа звонарей в России при высших духовных учебных заведениях. Окончившие курс и успешно сдавшие экзамены по истории и теории колокольного звона, музыкальной грамоте и практике на колокольне получают свидетельства.
 
 
 
 

«Обучение в Школе не нужно воспринимать как процесс получения знаний, умений и навыков. Скорее всего, путь обучения должен стать дорогой спасения, по которой каждый может пройти в меру своих талантов – в вере, социальном служении, науке, творчестве... Через колокольный звон», – считает Алексей Талашкин, преподаватель школы. За эти пятнадцать лет подготовка специалистов для несения звонарского послушания стала только одним из множества направлений работы, которая здесь ведется: Школа звонарей занимается также техническим оснащением колоколен митрополии, работает с детскими школами звонарей; выпускает журнал о колоколах и звонах – «Сибирская звонница», проводит исследовательские экспедиции, ведет музейную работу. За пятнадцать лет своего существования деятельность Школы звонарей давно вышла за рамки только обучения. Накануне юбилея Владыка Тихон, митрополит Новосибирский и Бердский, благословил преобразовать Школу в Сибирский центр колокольного искусства Новосибирской Митрополии. Официальный сайт сибирского центра колокольного искусства.

 
 
 
 
ЧИН ПОСТАВЛЕНИЯ ЗВОНАРЯ
 
16 декабря 2012 года в Вознесенском кафедральном соборе прошла праздничная Литургия, которую возглавил Митрополит Тихон. Во время Литургии Владыка впервые в истории нашей Митрополии совершил «Чин поставления звонаря». Впервые – потому что текст данного чина был утвержден Священным Синодом и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению совсем недавно – лишь в октябре этого года. И для двадцати трех сотрудников Центра, несомненно, одним из важнейших моментов праздника стало присоединение их к чину церковных звонарей. Чин включает в себя чтение 150 псалма, в котором говорится о хвалении Бога «в кимвалех доброгласных» и особую молитву, в которой у Господа испрашивается «страстей очищения и здравия телесного» для того, кто берет на себя ответственность нести звонарское послушание.
  
                    

ЦИТАТЫ О КОЛОКОЛАХ И КОЛОКОЛЬНОМ ЗВОНЕ

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

"Святая Православная Церковь чрез свое ежедневное богослужение и чрез свои годичные праздники будит людей, чтобы воспрянули от греховного сна и житейских пристрастий и вспомнили о своем предназначении".

"Колокол – пастырская свирель, созывающая словесных овец во двор овчий, в церковь, на духовную пажить молитвы и слова Божия, и труба бранная, напоминающая о духовной брани и готовности к ней каждый день, чтобы мы стояли всегда в духовном всеоружии".

"Для чего посты, великопостные богослужения, поклоны, покаяние, редкий и ранний звон? Чтобы привести человека в сознание и чувство своих грехов, что он удален от Бога и находится в опасности погибнуть; чтобы разрушить преграду греха и соединить человека с Богом. Чтобы очистить его сердце от греха и чтобы он узрел Бога".

(Мысли о Церкви и православном богослужении)

"Церковь храмом и богослужением действует на всего человека, воспитывает его всецело: действует на его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, на воображение, на чувства, на ум и волю благолепием икон и всего храма, звоном, пением певцов, кадильным фимиамом, лобзанием Евангелия, креста и святых икон, просфорами, пением и сладкозвучным чтением Писаний".

"Небеса поведают славу Божию, и твердь вещает, что она творение рук Его, день дню преемственно передает об этом сказание и ночь - ночи, чтобы все разумели это [Пс. 18, 2, 3]. Такое безмолвное, но очевидное предание небес о сотворении их Всемогущим дошло и до нас, и нет языка или наречия, которому не было бы понятно это предание. Теперь же, со времени воплощения Сына Божия, всю славу Божию, славу любви Его к роду человеческому, как и славу творения, поведает Евангелие и Святая Церковь; гласы проповедников Евангелия, совершителей Таин и молитв - пастырей, чтецов и певцов; гласы колоколов; не исключается и проповедь неба с его светилами. Но проповедь живым голосом живее, внятнее, поразительнее. О славе Господа вещает и вся земля, все бытие земное".

"Не засматривайся на красоту лица человеческого, а смотри на душу его; не смотри на одеяние его (тело - одежда временная), а смотри на того, кто ею одевается; не смотри на великолепие дома, а смотри на жильца, кто живет в нем и каков, - иначе ты оскорбишь образ Божий в человеке, обесчестишь царя, поклонившись рабу его, а ему не воздав ни малейшей, ему подобающей, чести. Также - не смотри на красоту печатного шрифта книги, а смотри на дух книги; иначе дух уничижим, а тело возвысим; потому что буквы - тело, а содержание книги - дух. Не обольщайся мелодическими звуками инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу или по словам узнай, каков дух их; если звуки навевают на душу твою чувства тихие, целомудренные, святые, - слушай и питай ими душу твою; если же через них вливаются в душу твою страсти, - оставь слушать, брось и тело и дух музыки".

(Моя жизнь во Христе)

Святейший Патриарх Кирилл

"... И для того, чтобы достучаться до сердец - мало звонить в колокол, как это делали наши предки: звонили в колокол и все вставали и приходили в храм. Отсюда и возникло слово "приход" - место, куда приходят люди. Священнику только нужно было позвать ударами колокола и люди сами шли. Сейчас можно в колокола бить и из пушек стрелять и люди не придут! И задача церкви заключается в том, чтобы идти на встречу людям. Идти с умным и добрым словом. Идти с открытым сердцем.

Тихон, Митрополит Новосибирский и Бердский

 
"Храмы всегда созидались всем миром, и в нашей Епархии каждый год открывается около 10 новых приходов. Без Церкви людям трудно жить, но зачастую, они обращают внимание на купола и колокольный звон когда их постигает скорбь. Будем молиться, чтобы Господь вывел нас на правильный путь". "Звонарь вкладывает в колокольный звон молитву и пробуждает в душе человека стремление к Вечности".
 
"Сегодня строится много храмов, основываются колокольни. Колокольный звон - особое явление в жизни Русской Православной Церкви: он украшает богослужение, созывает народ в храмы. Существует особая традиция звонарского искусства, звонарь - не простой музыкант, он обязательно молится перед звоном, поэтому без душевного волнения невозможно слушать звуки колоколов"
 
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)

"Главное предназначение этой, как и любой другой колокольни, заключается в том, чтобы напоминать людям о горнем мире. Чтобы всякий человек, который услышит голос колокола, вспоминал о Боге. Как Иоанн Предтеча предшествовал Христу, так и колокольня сопутствует православному храму. И языком колокола церковь вторит гласу вопиющего в пустыни: «Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное».

Филипп (Новиков), Епископ Ордынский и Карасукский

"Для православных храмов колокол - это голос, это благовест... Колокольный звон - это душа храма".

Игумен Владимир (Соколов)

 
 
"Кто же они – звонари? Это те, кто когда-то расслышал в колокольном звоне голос Создателя и пошел за Ним. И вот теперь они сами – рыбари… Звонят, несут миру Благую Весть"."Колокол пришел в жизнь. Это круг – это бесконечность. Бесконечность. В чем она заключается? В нас! Вот этот колокол и отстраивает эту бесконечность, настраивает, очищает, устраняет у нас все мирское. Вы говорите: зовет… И настраивает восприятие Духа Святого. Устраняет мусор, который из мира идет...  И перед тем как церковь заговорила, он настраивает на прием молитвы, чистоту. Такое создает вот этот круг, грушевидный. Звуки бесконечности идут в нашу жизнь. Мы же вселенная. Очищает нашу вселенную. Поэтому другой инструмент никак вы сюда не подвяжете. Нет! Колокол не сравним ни с каким инструментом! Ни с каким! Это голос Бога, да голос Бога, голос чистоты, которая отвлекает нас, уносит нас в бесконечность, в вечность. Отрывает нас от этого земного тяготения и уносит нас в Царствие Божие. Вот дорогие… Так смысл звона, смысл-то звона в восприятии души, очищении души. Отделить, усмирить плоть. Восстановить таинством этим, звучанием этим совершенство внутри по воле Божией, которой мы, конечно, должны коснуться, потому что идет очищение. Сразу человек обновляется, рождается этими звуками. Рождается! Уносится, выносится вот этой волной, вот этими колебаниями, уносится все лишнее. Человек забывает, отвлекается от этого… Он приходит с радостью. Вот это молитва, которую он тут же творит уносится с этим звуком. Какая красота!"
 
Старший звонарь Храма Христа Спасителя Игорь Васильевич Коновалов

 
"Музыка и колокольный звон – это совершенно разные вещи. Музыканту нужно четко знать размер и ноты, он заранее представляет себе, какую мелодию будет исполнять. С колоколами все иначе. У нас размер определяется ритмом, в котором качается язык большого колокола и даже при большом желании этот ритм не изменишь, разве что можно начать звонить не в оба края, а в один, тогда получится в два раза медленнее. Далее, каждый колокол выдает до сорока различных частот, то есть высота звука тоже меняется. Так что звон строится ни в коем случае не от партитуры, даже не от желания звонаря, а от самого дыхания колокола. Звонарь – тот, кто умеет слушать колокол, слышать его и звонит так, чтобы дать жизнь его голосу. Можно сравнить оперу и церковное пение: оперный певец создает красоту, церковный певчий призван быть помощником в молитве, создавать в храме молитвенное настроение. Так же и колокольный звон должен, в первую очередь, призывать к молитве, настраивать на молитвенный лад.

Звонарь должен быть церковным, знать, что такое церковное послушание и слушаться того, кто над ним поставлен. То есть в какой-то степени он должен отречься себя, своих личных устремлений и исполнять волю старшего по званию, но! в первую очередь – священника, потому что мы все в Церкви делаем по благословению".

Виктор Шариков,

руководитель московского колокольного центра при храме св. Николая в Заяицком


"Сейчас звонарей не хватает так же, как и колоколов. Самое большое количество колоколов погибло в 30-е годы прошлого века. Но и в наше время погибает не меньше по разным причинам: воровство, спекуляция, неумение работать с колоколами, особенно старинными. Бронза становится хрупкой со временем и легко разрушается от сильного удара. За последние 15–20 лет мы разбили половину того, что нам досталось. Это первая проблема. Постепенно она решается с помощью новых колоколоплавильных заводов и благодетелей, или спонсоров, как мы их сейчас называем. Вторая проблема — звонари. Их не хватает. В России старший звонарь брал себе учеников и обучал их по методу «делай как я», без методик и учебников. И сейчас есть такие звонари, которые сами готовят себе смену.

Звонарь — это не профессия, тем более — престижная. Звонарь — это и послушание, и призвание. Поэтому сведений сохранилось очень мало. Звонарь является связующим звеном между храмом и небом. Его звон предваряет молитву в церкви и становится ее продолжением по окончании богослужения".

Алексей Талашкин

заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства

«Ритм очень важен. Но ритм или слух – это не самое главное, что нужно иметь звонарю. Главное – это сердце, способное возвести молитву к небесам, донести ее до тех, кто находится здесь»

"По возрождающейся традиции двери колоколен открываются всю Светлую седмицу для всех православных. Раньше она называлась также Звонильной неделей. Посещая колокольни, важно помнить, что это место повышенной опасности, и доступ к звону для мирян не случайно запрещен в течение всего года.

Несомненно, доступ к колоколам на Светлой седмице может быть открыт все время между службами, но в присутствии звонаря храма. Но звонари, как правило, заняты на работе, и не всегда могут оказаться в храме в момент именно Вашего посещения. Поэтому необходимо смотреть расписание, которое будет гарантировать место и время, когда звонарь будет на месте, и будет ожидать Вашего прихода.

Так же необходимо помнить, что колокол, несмотря на кажущую прочность, на самом деле предмет хрупкий. Радость пасхального звона не должна омрачиться разбитым колоколом. Звонить в колокола нужно спокойно, без излишнего усилия, помня, что это святыня".

О ЗВОНАХ НА ПАСХУ

Секретарь Синодальной богослужебной комиссии игумен Андроник (Трубачев):
"Дело в том, что колокол, несмотря на свои размеры, очень нежный инструмент. И достаточно малейшего прикосновения, чтобы звук колокола был слышен на всю округу. Чуть-чуть только прикоснись. То есть с ним нужно обращаться очень осторожно. Сейчас такая традиция, что на Пасху звонят все, и все лезут и давай звонить — кто умеет и кто не умеет. Люди подчас думают, что правильно звонить – это как можно сильнее ударить в колокола. И бывает, даже, разбивают. Это неправильное понимание традиции. На Пасху раньше действительно звонили многие для того, чтобы звон продолжался целый день. И один человек чисто физически бы не выдержал такой нагрузки. Но звонили только те, кто умел, или хотя бы учился звонить."

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ КОЛОКОЛА

Чин благословения кампана сиесть колокола или звона.

Повесивши звон при церкви, якоже бы мощи и сверху и извнутрь окропленну быти, прежде даже не поставити его на колокольне, сим благословением благословити его подобает. Аще святитель сие действует, одеян во вся святительския одежды, или точию в мантию, в епитрахиль, омофор и митру (аще же священник, в епитрахиль и фелонь) исходит из церкве, и приходит к звону тамо убо предуготованной сущей воде священной и кропильнице, на честно покровенном столе, и начинает обычно.

Благословен Бог наш:

Клир же поет 6-м гласом: Царю небесный:

Посем чтется: Трисвятое: Отче наш: Господи помилуй, 12.

Слава, и ныне: Приидите, поклонимся: трижды.

И псалом 148:

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его вси Ангели Его: хвалите Его вся силы Его. Хвалите Его солнце и луна: хвалите Его вся звезды и свет. Хвалите Его небеса небес, и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет. Хвалите Господа от земли змиеве, и вся бездны: Огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его: Горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри: Зверие и вси скоти, гади, и птицы пернаты: Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии: Юноши и девы, старцы с юнотами. Да восхвалят имя Господне, яко вознесеся имя Того Единаго: исповедание Его на земли и на небеси. И вознесет рог людей Своих: песнь всем преподобным Его, сыновом израилевым, людем, приближающимся Ему.

Таже псалом 149.

Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных. Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют eму. Яко благоволит Господь в людех Своих, и вознесет кроткия во спасение. Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих. Возношeния Божия в гортани их, и мечи oбоюду oстры в руках их: Сотворити отмщение во языцех, обличeния в людех, Связати цари их путы, и славныя их ручными oковы железными: Сотворити в них суд написан: слава сия будет всем преподобным eго.

Таже псалом 108.

Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его. Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его. Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и oргане. Хвалите Егo в кимвалех доброгласных, хвалите Егo в кимвалех восклицания. Всякое дыхание да хвалит Господа.

Слава, и ныне: Аллилуиа, трижды.

Диакон же глаголет eктению сию: Миром Господу помолимся: даже до О плавающих:

И абие прилагает сия:

О eже благословити кампан сей, в славу святаго Имене Своего, небесным Своим благословением, Господу помолимся.

О eже подати eму благодать, яко да вси слышащии звенение eго, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию Имене Святаго Твоего, Господу помолимся.

О eже гласом звенения eго утолитися и утишитися и престати всем ветром зельным, бурям же, громом и молниям, и всем врeдным безведриям, и злорастворeнным воздухом, Господу помолимся.

О eже отгнати всю силу, коварства же и наветы невидимых врагов, от всех верных своих, глас звука eго слышащих, и к деланию заповедей своих возбудити я, Господу помолимся. О eже избавитися нам от всякия скорби:

Заступи, спаси, помилуй:

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную:

Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава честь и поклонение:

Лик: Аминь.

По сих чтут псалом 28:

Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны oвни, принесите Господеви славу и честь. Принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его. Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости: глас Господень в великолепии. Глас Господа сокрушающаго кедры, и стрыет Господь кедры ливанския. И истнит я яко тельца ливанска, и возлюбленный яко сын eдинорожь. Глас Господа пресецающаго пламень oгня. Глас Господа стрясающаго пустыню, и стрясет Господь пустыню каддийскую. Глас Господень свершающий eлени, и открыет дубравы, и в храме Его всякий глаголет славу. Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век. Господь крепость людем своим даст, Господь благословит люди своя миром.

По скончании же псалма, рекшу диакону: Господу помолимся, И клиру: Господи помилуй.

Иерей же чтет молитву сию:

Господи Боже наш, хотяй от всех верных Твоих всегда славимь и покланяемь быти, в ветсем завете рабу своему законоположнику Моисею трубы срeбряны сотворити, и сыном Аароновым жрецeм в ня, внегда жрети им Тебе, вострубити повелел eси, яко да услышавше людие Твои глас трубный, готови eже поклонитися Тебе будут, и ко eже жертвы приносити Тебе соберутся, и в бранех труб сих гласом оглашени, к побеждению врагов крепко вооружатся. И ныне, Владыко Пресвятый, смиренно молим Тя, призри милостивно на прилежное моление нас недостойных рабов

Твоих, и кампан сей, к службе церкве твоея святыя, в славу же великолепаго и всесвятаго Имене Твоего сооруженный, небесным святым Твоим благословением и благодатию всеосвящающаго Твоего Духа благослови и освяти, и влей вонь силу благодати Твоея, яко да услышавше вернии раби Твои глас звука eго, в благочестии и вере укрепятся, и мужественно всем диавольским наветом сопротивостанут, и молитвами и всегдашним славословием Тебе истиннаго Бога сия победят, к церкви же на молитву и славословие Святаго имене Твоего, во дни и в нощи спешно, яко ведоми да ведутся: да утолятся же и утишатся, и престанут и нападающия бури ветренныя, грады же и вихри и громы страшнии и молния, и злораствореннии и вреднии воздухи гласом eго. Ты бо Господи Боже наш, не точию умными и одушевленными созданиями твоими, в славу Твою и в спасение и пользу верных твоих, но и бездушными, якоже Моисеовым жезлом, и медяною змиею в пустыни, вся яже хощеши преславная твориши и чудодействуеши: вся бо Тебе возможна суть, не возможно же ничтоже: и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Лик: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Лик: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Лик: Тебе Господи.

И всем предстоящим главы приклоншим чтет иерей тайно молитву сию:

Владыко Боже Отче Вседержителю, иже трубным гласом седмию жрец идущих пред кивотом свидения, иерихонским твeрдым стенам пасти и разрушитися сотворил eси, и вся во граде сущия в руце людей твоих предал eси: ты и ныне кампан сей небесным твоим благословением исполни, яко да глас звенения eго услышавше, противныя воздушныя силы далече от оград верных твоих отступят, и вся раздежeнныя их oгненныя, яже на нас, стрелы угаснут, трескания же молний, нападение града, и вся врeдныя воздухов злорастворeния, всесильною и крепкою десницею прогонима и удeржанна да утолятся, утихнут и отступят: вся бо Ты в славу Твою, к пользе и спасению нашему чрез посрeдства действуеши. И возглашает: Твое бо eсть, eже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Лик: Аминь.

И взем иерей священную воду, кропит кампан от четырех стран eго сверху, окрест идый, глаголя:

Благословляется и освящается кампан сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. [Трижды.]

Такожде и внутри eго кропя на четыре страны, тожде глаголет. Посем, взем кадильницу, кадит кампан от четырех стран, извне и внутрь eго.

Сия же eму совершающу, клирицы чтут псалом 69:

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися: Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе, вси ищущии Тебе Боже, и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищ eсмь и убог, Боже, помози ми: помощник мой и избавитель мой eси Ты, Господи не закосни.

Сим же совершившимся, диакон возглашает: Премудрость.

Чтец глаголет: Числ чтение.

Диакон: Вонмем.

Чтец же чтет паремию сию от четвертых книг Моисеовых, глава 10:

Рече Господь к Моисею, глаголя: Сотвори себе две трубы сребряны, кованы сотвориши я, и будут тебе на созвание сонма, и возставляти полки. И да вострубиши ими, и да соберется к тебе весь сонм, пред двeри скинии свидения. Аще же eдиною трубою вострубят, да приидут к тебе вси князи и тысященачальники израильтестии. И вострубите в знамение и воздвигнутся полцы, ополчающиися на востоки: И вострубите в знамение второе, и воздвигутся полцы, ополчающиися от севера. Знамением да вострубят в воздвижение их. И eгда соберете сонм, вострубите не в знамение. И сынове Аарони жрецы да вострубят трубами: и да будет вам законно вечно в роды ваша. Аще же изыдете

на брань в земли вашей к супостатом сопротивящимся вам, и вострубите и назнаменуйте трубами, и воспомянется пред Господем, и избавитеся от враг ваших. И во днех веселия вашего, и в праздницех ваших, и в новомесячиих ваших, вострубите трубами на всесожжeния, и на жeртвы спасений ваших, и будет вам воспоминание пред Богом вашим: Аз Господь Бог ваш.

Посем поют, или чтут стихиры сия,

Глас 2: Земли и прочим стихиям, гнева ради Твоего, грех ради наших движимаго на ны, смущающимся и обуреваeмым, глас знамения сего, якоже Моисеовых сребряных труб услышав Господи, благоутробным Своим oком призри на ны, и не яростию Твоею обличи нас, но умилосердився пощади, всякаго страшнаго прещения Твоего избавляя, яко eдин милосерд.

Глас 1: Основания всея земли подвизаяй, Боже, и сотрясаяй eдин морское ложе, яко создатель всяческих, избави нас праведнаго Твоего прещения, гласом знамения сего отгоняя зельныя бури и ветры, громы же и молния: и бодрых нас и тщаливых всегда к твоему славословию сотвори, и ко исполнению святых Твоих заповедей, яко человеколюбец.

Слава, и ныне, глас 4:

Всячeская eдиною в начале собою непосредственне создавый Господи, ныне же вся посредственне действуяй гласом звона сего освященнаго, всякое уныние с ленивством от сердец верных Твоих отжени, страх же Твой в них с блгочестием вкорени и спешных на молитву, скорых

же ко всякому благому делу Твоею силою сотвори, избавляя нас от всех наветов вражиих, и невредных от злорастворенных воздухов заветрения соблюдая: молитвами Богородицы и всех святых Твоих, яко eдин милосерд.

По скончании же сих, святитель или начальствуяй, рекшу диакону: Премудрость:
И лику: Честнейшую Херувим: Слава, и ныне: Господи помилуй, трижды, Благослови, творит oбычный дневный отпуст.
 

 

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948