Поиск по сайту

[15.05.2018] В семье Государя Николая II любили музыку Вагнера и Чайковского

По воспоминаниям Маргарет Эггерт, Николай II лично не музицировал и не пел, хотя очень любил музыку, был музыкально образован и развит. По своим музыкальным пристрастиям Государь во многом унаследовал вкусы родителей. Он очень любил оперу и церковную музыку.

Императрица Александра Федоровна, как и все девочки ее круга, в молодые годы получила добротное музыкальное образование. Ее учитель музыки, директор Дармштадтской оперы, высоко оценивал музыкальные дарования юной принцессы. Главным инструментом Императрицы было фортепиано. Ее музыкальный вкус выражался в любви к Вагнеру.

Став Императрицей, Александра Федоровна не оставила своих занятий музыкой. Более того, после 1905 г. Императрица пригласила в Александровский дворец профессиональных педагогов. Она играла дуэты с пианистом профессором Кюндингером, тот приходил к ней каждую неделю на несколько часов. Брала уроки пения у профессора Н. А. Ирецкой из Консерватории. Видимо, эти занятия были связанны с желанием Императрицы петь дуэты со своими подросшими дочерьми. Периодически Николай II приходил на половину жены послушать, как она и Вырубова в четыре руки играли любимые им Пятую и Шестую симфонии Чайковского. Те, кто слышал игру Императрицы, утверждали, что «Ее Величество была великолепной пианисткой и играла с удивительным подъемом».

Александра Федоровна, по словам А. А. Вырубовой, обладала «чудесным контральто». Естественно, бывали и домашние концерты. С Императрицей пели дуэтом баронесса Мария Штакельберг (в девичестве Каульбарс), сестры Танеевы, графиня Эмма Фредерике и другие. Однако вскоре эти домашние концерты прекратились. Официальным предлогом стали проблемы с сердцем, они возникли у Александры Федоровны примерно в 1908 г.

Подрастающих дочерей в большой семье Николая II музыке учили фрейлины и мать. Уровень их музыкальной одаренности, естественно, разный. Так, по мнению очевидцев, старшая дочь, Великая княжна Ольга Николаевна была самой музыкальной, «она могла на память сыграть любое услышанное ею музыкальное произведение», кроме этого, «она очень недурно пела меццо-сопрано».

Примечательно, что наряду с «академическими» музыкальными занятиями в семье Николая II соседствовали вполне «народные» музыкальные пристрастия. Как это ни покажется странным, утонченная Императрица Александра Федоровна любила простую трехструнную русскую балалайку. Как правило, балалаечников она слушала во время отдыха на Императорской яхте «Штандарт», поскольку во дворце балалайку слушать было неловко. Фрейлина Императрицы баронесса С. К. Буксгевден упоминает, что в Ливадии «после обеда иногда слушали игру балалаечного оркестра яхты или пение казаков эскорта».

Сохранилась редкая фотография Цесаревича Алексея Николаевича, сделанная на борту Императорской яхты «Штандарт» летом 1907 г., на ней трехлетний Цесаревич в окружении юнг играет на балалайке.

Надо признать, что это единственный известный случай, когда Наследник российского престола не только научился, но и полюбил играть на истинно народном инструменте. Как музыкальный инструмент балалайка была совершенно не типична для аристократических гостиных, и тем не менее… В этой «музыкальной истории» удивительным образом совпали музыкальные предпочтения матери и сына.

С игрой казаков-балалаечников Собственного конвоя Императрица познакомилась еще в первый год жизни в России. А после рождения второй дочери среди игрушек детей появились игрушечные балалайки из магазина Т. Н. Дойникова, что размещался на Казанской улице. В конце 1897 г. в этом магазине купили еще две игрушечные балалайки. Однако играть на балалайке в царской семье стали после того, как Цесаревичу Алексею пошел третий год. Именно тогда сделали упомянутую фотографию.

Видимо, в выборе музыкального инструмента для Наследника сошлось несколько причин. Это было и стремление сделать из Цесаревича истинно русского монарха, и интерес Императрицы к истинно русскому народному инструменту. Судя по воспоминаниям, Алексей обладал превосходным музыкальным слухом и великолепно играл на балалайке.

Конечно же, у Цесаревича имелись учителя, среди них называют генерал-майора Свиты Его Величества А. А. Ресина. Однако у генерала было не так много времени, поскольку он командовал Сводным полком, который охранял Императорскую резиденцию в Царском Селе. Поэтому Ресин рекомендовал императрице в качестве учителя игры на балалайке для Цесаревича надворного советника Александра Николаевича Зарубина. Сын генерал-лейтенанта, выпускник Императорского лицея, причисленный к Первому департаменту Сената, он как любитель играл в народном оркестре В. В. Андреева. С 15 марта по 4 мая 1916 г. он дал Цесаревичу 12 уроков игры на балалайке.

Именно для этих уроков в апреле 1916 г. на «собственные средства» Цесаревича в музыкальном магазине Лемберга куплена профессиональная балалайка за 25 руб. Вероятно, мальчик так увлекся игрой на этом инструменте, что хотел разделить увлечение со своими друзьями, кадетами Агаевым и Макаровым, им он на свои средства в августе 1916 г. купил две балалайки в футлярах, потратив на это 76 руб. Когда Цесаревич переехал в Ставку к отцу в Могилев, то с собой он взял и балалайку.

Императрица Александра Федоровна не только всячески поощряла музыкальное увлечение сына, но и включила в январе 1917 г. уроки игры на балалайке, два часа в неделю, в расписание занятий Цесаревича. Эти занятия так и не начались, поскольку в конце февраля 1917 г. в Петрограде начались волнения, закончившиеся отречением Николая II 2 марта 1917 г. Несмотря на все эти драматические события, Цесаревич Алексей не оставил увлечения балалайкой, и в списке вещей, взятых в августе 1917 г. Царской Семьей в Тобольск, значились и две балалайки.

И. В. Зимин
Из книги «Взрослый мир императорских резиденций.
Вторая четверть XIX — начало XX в.»

Виктория Славянка
"Забыть ли мне величие России..."

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948