Поиск по сайту

[24.02.2018] Как подготовиться к исповеди?

 Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь

Как сегодня в эти светлые дни, в эти дни покаяния мы часто вспоминаем душу нашу, думаем о ней. Наверное, во весь год мы меньше о ней думаем, чем за эти два, три, четыре дня… День покаяния. Но как прекрасно, когда мы думаем о душе, как легко ей становится, как радостно ей становится. Как наша душа распрямляется. Хочется идти и говорить: «Люди, давайте думать о душе, давайте думать о чистом и радостном».

А почему все-таки, родненькие? Почему, когда мы выходим в тот внешний мир – все стесняемся. Стесняемся своей веры, стесняемся своего исповедания, стесняемся перекреститься, стесняемся сказать, как хорошо верить, и как хорошо любить, и что не всё в жизнидля утробы. Боимся. Боимся на работе, боимся соседей. А чего бояться? Можно было бы понять, когда за веру в лагерь отправляли или в психиатрическую больницу. Можно сказать, да, страшно человеку было, боялся. Сейчас ведь никто не наказывает. Сейчас никто с работы не увольняет, сейчас никто диплома не лишает. Веруй себе, человек, и радуйся этой вере, и гордись этой верой, не собой гордись, не гордостью живи, а верой! Верой радуйся! Верой живи.

Почему же так? Почему же так трудно? Почему сказать трудно, что я – христианин? И, что мой Бог – Троица, Единосущная и Нераздельная. Почему? А потому что, просто: больше возлюбили тьму, чем свет. И слепит нас свет, слепит. Выходим туда в мир – там тьма, вроде бы, хорошо. А надо о свете сказать, надо свет показать. Больше ко тьме привыкли.

Родненькие, это все мы так. К той жизни больше привыкаем, в нее погружаемся. А давайте задумаемся, если душа не кается, если душа не очищается, если душа не требует омовения, очищения – что с ней происходит? Посмотрите на человека, который никогда не исповедовался. Посмотрите на человека, который никогда не причащался. Он настолько погружается в житейское, что грех становится нормой, грех становится естественным.

И вот эта душенька родившаяся, только пришедшая в мир, которая еще так боится лжи! Вспомним себя маленьким ребенком, который так боится грязи, который так боится… Вспомним, как же наши уши краснели, когда первый раз обманули. Как страшно было! Хотелось спрятаться, забежать куда-то, под кровать залезть и никого не видеть! А всё становится естественным… мы глушим свою совесть, мы глушим глас совести, и он уже еле-еле звучит в нас! А иногда совсем не звучит! Грех становится нормой. Всё становится нормально, и потом спроси человека, который считает себя верующим… Сейчас все общество считает себя верующими, везде стоят иконы: в машинах, в домах, в кабинетах начальников – везде это всё есть! Все говорят: «Я признаю Бога», все надели Кресты на себя, но о вере никто не говорит… И попробуй такому человеку скажи: «Покайся», он скажет: «Никого не убивал! Никого не грабил! Нет у меня грехов! А если есть эти грехи, то они маленькие, мелкие, ничего не значащие!» И вот эта страшная фраза, она правильная фраза, но она страшная! «Бог простит». Да, Бог простит, потому что Он любит. Но разве можно плевать в прощение?! Разве можно обижать Того, Кто прощает, Кто все терпит, Того, Кто все принимает! Как язык поворачивается говорить эту фразу?! А говорят ведь миллионы – ради своих утех, ради живота своего, радиутробы своей! Обидеть! Распять! Убивать Неубиваемого! И звучат эти фразы… Привыкаем. Все пронизывает нас. И становится естественным то, что не может быть естественным!

Давайте задумаемся. Зайдите в подвал и работайте там, в сыром темном подвале. Руки вроде чистые, одежда чистая, все хорошо. Вдруг, оттерся об стену, с потолка что-то посыпалось, искра полетела от аппарата сварочного. Всё вроде бы и ничего, смотришь, всё чистый, а если бы работал там на свету? А тут вот чистый - нет ничего. Ну выйди, человек, на свет Божий! Выйди, посмотри! И увидишь, что все грязное: и ботинки грязные, и комбинезон грязный, и руки грязные – надо омыться! Вот так мы погружаемся в эту жизнь! Мы погружаемся в глубину этой жизни, греховной жизни, и все кажется хорошо, все кажется прекрасно! Ничего, не надо ни о чем думать! «Все так живут, и я так буду жить! И ничего страшного!» А ведь если посмотришь, душу к свету поднесешь – всё же станет видно, все станет видно! Всё осветится! Да возьмите черную простынь – на ней будет грязь видна? Возьмите белую простынь – там крошечка видна будет! Не то, что грязь, а капелька грязи, частичка грязи будет видна!

Вот приходят некоторые люди в Храм и плачут, говорят: «Господи, Боже мой, пришел в Храм и хуже стал!» - не хуже. Не может обретение веры делать человека хуже! Никак не может! Если ты веруешь истинно, если плод твоей веры – любовь, если Бог для тебя – не только прощающий Помощник, а и Отец твой, любящий тебя Отец! Если Бог для тебя – самое важное в жизни – не можешь ты стать хуже! Просто при свете – виднее. И все больше и больше хочется каяться, потому что всё больше и больше открывается душа, и всё меньше и меньше она несет зла! Чем чище – тем больше видна грязь. Чем светлее, тем больше виден грех. Бойтесь греха, но не бойтесь каяться, омываться от греха, не бойтесь покаяния!

Ведь давайте задумаемся, родненькие. В эти дни Великого Поста, давайте задумаемся каждый из нас! Давайте пронзим свою жизнь светом Божиим! Ведь каждый грех не только нас убивает! Если он в нас – он и всех вокруг заражает! Он всех вокруг опорочивает, грязью покрывает! Посмотрите, человек, который лжет! Что вокруг него происходит? Ложь проникает везде! Лжет мать отцу – что дети увидят? Они же чистые, они же дети! Они видят, что ложь! Мать обманывает отца! А отец обманывает мать! Какими дети будут? Они привыкнут к лжи, они отучатся краснеть, они отучатся прятаться от греха, они привыкнут! Скажи бранное слово на улице, ребенок услышит, а потом мы скажем: «Почему дети эти бранные слова говорят?» Мы же их произносим! И заражаем, заражаем друг друга!

Посмотрите, когда мы обижаемся друг на друга – что мы делаем, мы распространяем этот грех! Обиделась сестра на брата. И каждый привлекает другого: «Вот, я на него обиделась, он такой плохой!» - мы втягиваем людей в осуждение, мы втягиваем людей в распрю. И все вместе с нами погружаются туда, пытаясь нас достать из болота. Если человек в болоте тонет, а вы подойдете, его начнете вытаскивать – вы же тоже запачкаетесь! Дай Бог, чтобы вытащили! Страшно, если вместе туда в болото попадете! Так и грех! Мы думаем, кто-то нас вытащит, кто-то нас оправдает, кто-то нам поможет! А может, не впускать в себя этот грех, чтоб кого-то им не заражать?

Маленький грех, крошечка грех, капелька грех! А мир на эту капельку, на эту крошечку, на эту малость становится хуже! Целый мир! Если малый грех – он умножает всё. Весь мир становится хуже! А ты удержи себя, человек, от бранного слова! Ты удержи себя, человек, от лжи! Человек, удержи себя от осуждения! Удержи себя от злобы! Удержи себя от самооправдания! Удержи себя от хвастовства! Удержи себя! Ведь меньше яда в этот мир выльется. Мир чище будет.

Сегодня будет ехать из Храма, посмотрите на улицы. Посмотрите вот там, на углу улицы Скороходова и Октябрьского проспекта сквер стоит. Страшно! Страшно! Что на наших улицах? Что творится? Пакеты, бутылки, пивные бутылки – грязь, везде грязь! Травки нет – Бог пошлет нам эту травку – но во что мы мир превращаем? Привыкаем!

Сидят в кабинете, решают, как ту взятку разделить! Обокрали всех! Всех обокрали и думают дома себе строить! А улицы – посмотрите: ямы везде, в трамвай зайти страшно, вонь стоит! В подъезды зайти страшно! Впускаем, впускаем червь греха в душу свою! Впускаем и думаем: «Ничего, Бог простит» … А мир во что превращается? Души наши во что превращаются? Сердца наши во что превращаются? Родные мои, дети наши во что превращаются?! Не «в кого», а иногда «во что» …

Приди, душа, к покаянию. Воззови, душа, к Богу. Вскричи, душа, к Богу. Встань, душа, перед Богом. Встань, душа, и покайся. И не бойся! Не бойся самое срамное сказать Богу! Не бойся самое страшное сказать Богу! С самого страшного греха своего начни! Начни, душа, каяться!

Как святые отцы учат? Срамный грех срамотой искупается. Раз мы его допустили этот срамный грех, этот грязный грех, этот страшный грех – пускай стыдно будет на Исповеди, пускай срамно будет! Но пускай он отойдет, и никогда не повторяется, и не размножается, и не умножается! Пускай мир становится лучше! Пускай в мире становится лучше и чище – и в душах, и на улицах и везде!

Родные мои, время идет. Каждый год мы начинаем этот Пост. Каждый год мы становимся и слушаем этот Канон. Каждый год мы приступаем к Исповеди. Ведь наступит и тот год, когда душу окружат не близкие нам люди, не в Храме мы станем, а наступит тот год, когда Ангелы окружат нас, и не только Ангелы, и начнут рвать эту душу в одну сторону и в другую. И если не Ангелы возьмут ее, эту душу, если не Ангелы, то тогда вот вы вспомните эти слова, мы все вспомним эти слова! Сегодняшние слова! Но будет уже поздно! Что искали, что копили, что умножали, что творили!

Пришло время покаяния, пришел Пост. Мы готовимся к Исповеди, родные. Мы готовимся стать перед Богом. И мы станем. Каждый из нас станет. Но, родные, давайте подумаем о том, что не только надо всё срамное сказать, и во всем срамном покаяться. А еще важно – не повторить, стать лучше, стать чище, а значит, стать ближе к Богу.

Да, родненькие, за правду стоять, с Богом быть, честно жить – оно трудно, тяжело и часто страх охватывает: «А поймут ли тебя? А не растопчут ли тебя, не раздавят тебя?» и страшно. Но этот страх надо из себя изгнать. Убрать этот страх. Мы не можем Солнце потушить. Так и правду мы не можем искоренить. Она будет всегда. Только будем ли мы с правдой? Будем ли мы с Богом? И человеку нужен страх Божий, не страх перед людьми, не страх перед обстоятельствами, не страх перед начальствующими, а страх Божий должен быть – когда мы боимся Бога обидеть, когда мы боимся грех совершить, родненькие. Вот этот страх должен бытьу нас.
Когда страх Божийв нас побеждает страх за жизнь свою, за обстоятельства, за положение свое - в нас торжествует Христос.

Звонит человек и говорит:
- Не могу больше, заставляет начальник такие беззакония делать, что не могу.
- А ты пойди ему и скажи. Как мне говоришь – ты ему пойди и скажи.
Мучился человек, согласился, взял же благословение. Нельзя же отказаться от благословения. Всю ночь не спал. Пошел, стоял в приемной. И тут секретарь выходит и говорит:
- Ты что? Ты куда?
- Да вот, надо с начальником поговорить.
- Начальника сегодня утром уволили.
Поборол в себе человек страх житейский, но страх Божий был в человеке. Вы что думаете, у нас правды нет? Есть она правда. И честных людей много. И говорит нам русская пословица как? Не стоит село без праведника. Не стоит. ИГАИу нас работает (оно б всё разрушилось) пока там праведник есть. И суд у нас работает – не думайте, есть честный судья. Есть. И больница работает – не устояла бы, рухнула, если б честного врача бы не было.

Вот так каждый из нас должен задуматься, родные, чтобы мы искали друг друга, искали и вместе с Богом были, чтобы не думали, что всё вокруг – прах. А искали чистого, светлого искали. Пока все у нас стоит, потому что праведники есть. Их не видно. Со всех сторон – грязь: из телевизора грязь, из компьютера грязь, люди только грязное говорят. А нам надо чистого искать. И друг друга искать.

Стоит Храм, стоит город, стоит страна. Потому что он, незримый этот праведник, помолившись Богу, порывшись в грехах своих, говорит – в каждом, каждом месте говорит: «Не хочу жить в грязи. Не хочу» - так что все к нему бегут и спрашивают: «А когда Пост будет?» Вот как все верующие одного его ищут на предприятии, на работе, еще где, и спрашивают: «Когда Пост будет?» А он, казалось бы, совсем недавно ничего о Боге не слышавший, говорит: «Вот Пост начинается, тогда-то». Давайте смиримся. Давайте будем с Богом. Каждый из нас. Каждый из нас – это маленький воин, который борется за правду Божию. И оружие только одно – любовь. Только одно – никого не возненавидеть, в каждом увидеть человека, в каждом увидеть икону, в каждом увидеть сердце – порезанное, изрубленное сердце, но при этом так жаждущее любви. Увидеть это сердце и понять его, и согреть его. А грех – прочь. Уйдем от греха, уйдем ко Христу. Если соединимся, везде – на поезде в кабине машиниста, в манипуляционной две медсестры, в магазине две продавщицы, в школе два учителя, если соединимся – знайте, никто не победит, и ни один грех не одолеет, потому что Христос будет с нами, родные. Аминь

Радости всем, добра, мира, родные. С Богом.

Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948