Поиск по сайту

[04.02.2018] Протоиерей Владимир Астахов: Возвращение к отцу (Ев., Лк., XV, 11-32)

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОТЦУ (Ев., Лк., XV, 11-32)

У одного человека было два сына. И вот, один сын, младший, говорит отцу: «Что мне ждать? Много ты сделал, много ты накопил. Дай мне то, что мне полагается. И я буду пользоваться всем этим, радоваться и веселиться!» И отец безропотно дал ему все то, что ему полагалось. И пошёл этот сын и издержал всё с любодейцами. Всё издержал. А в той стране, куда он ушел, был голод. И как у него ничего не осталось, никто не хотел его принять. Он пошёл, нанялся в работники, стал пасти свиней. И ему никто не разрешил даже рожец, которыми свиньи питались, есть.

И вспомнил тогда этот сын: «А у моего отца и работники едят досыта. Пойду и скажу ему: «Грешен я. Недостоин больше называться сыном твоим. Прими мя в наемники себе». И пошёл. А отец его ждал. И смотрел, и увидев издалека, что сын возвращается, бросился ему навстречу, и прижал его к груди, и сказал слугам: «Дайте ему ту одежду, в которой он был. И дайте ему перстень на руку, и дайте сапоги ему. И заколите телёнка, и будет праздник! Ибо сын мой погибал, и пропадал, и нашёлся!» А другой сын шёл с поля и спрашивает: «Что ж там такое? Почему там пир такой? Почему там праздник такой?» И сказали: «Твой брат вернулся!» Он вошёл и говорит отцу: «Как же так? Я всегда с тобой! А ты мне и моим друзьям и козлёнка не дал заколоть. А этот пропадал, а этот издержал всё, и ты ему телёнка даёшь!» А отец ему отвечает: «Всё моё – твоё, ибо ты всегда со мной. А этот сын мой пропадал и нашёлся, погибал и жив стал».

И вот, родненькие, ведь это наша жизнь. Это наша жизнь! Куда нас кидает? Да, одни грехи видны и ясны: запил, загулял, всё забыл, веру потерял, в грех впал – погибает человек. Всё ясно и понятно. А другие грехи, родненькие, нам совсем не видны. Мы их не видим, мы думаем, что мы праведны, что мы хороши, что всё у нас в порядке – мы не теряли Бога, мы не уходили от Него. Мы с Богом, и мы живём праведно!

Вот смотрите, два брата…. И тот брат, который праведный, не говорит «брат мой нашёлся» и «брату моему заколол», а говорит «вот тому сыну твоему ты дал и заколол телёнка». Человек даже братом ближнего своего назвать не может. А ведь он – брат ему.

Так и в жизни нашей. Мы свою праведность ставим себе в заслугу. И за праведность требуем награды, и за праведность требуем, чтоб нам подавали и любили нас. Но Бог нам уже всё дал. Бог нам дал жизнь, Бог нам дал мир, Бог нам дал больше, чем жизнь - Бог нам дал любовь! Чтобы мы эту любовь исполнили, чтоб мы этой любовью жили. Почему ж мы всё время требуем – «дай ещё» ?! Почему мы сравниваем и смотрим на других – «а сколько у меня»? Это болезнь каждого из нас! Это болезнь маловерия, несовершенства веры, когда веры меньше, чем с горчичное зерно, когда веры совсем нет. Но мы мним, что она у нас огромная, что она у нас настоящая! Когда вера настоящая, когда вера огромная, ты за всё будешь благодарить, и во всём будешь видеть Промысел Божий, и всё тебе будет мило и приятно!

Чуть-чуть, чуть-чуть у нас не так, как было: что-то заболело, чего-то меньше стало, какие-то неприятности пришли, и мы сразу же кричим, мы сразу к Богу взываем: «где же Ты?» Ведь всё имеем, ведь всё Бог дал! И мы сразу же ропщем: «За что со мной так? Почему с другими хорошо, а со мной вот так?!» А ведь должно ж это быть, родненькие. Ведь должно же это быть, родненькие! Ведь Господь на Крест взошёл не по Своей воле, посмотрев, что происходит, да не просто так - торжествовать или праздновать, а грехи наши взять на Себя. Грехи наши взять на Себя! Он же идёт к нам на встречу! Христос идёт к нам на встречу! Своей вольной Страстью, родные! И идёт не просто командовать нами, распоряжаться нами, раздавать нам подарки и получать похвалы – Он идёт в наш мир грех наш на Себя взять! На этот страшный Крест взойти, подняться и за каждого из нас пострадать! Если мы с Ним, значит, мы должны любить и всё разделить с Ним!

Смотрите, сын второй даже радости не захотел разделить - только всё себе и себе, всё о себе и о себе, и брата он не видит. А зачем тогда жить? Ради этого козлёнка? Ради этого телёнка? Бог всё даёт. Бог всё даёт, но в пользу, чтобы это всё в любовь превратилось, чтоб это всё любовью согрелось, чтоб это всё торжествовало любовью, Божьей правдой, Христовой правдой! Сколько отец выстрадал и за одного, и за другого! Сколько отец ждал и одного, и другого! Тот - с поля, а тот - с блуда, и оба идут. Но главное, что в их сердцах: есть ли покаяние, есть ли молитва, есть ли любовь?

Каков смысл, каков смысл твоей жизни, человек? Что ты ищешь в этой жизни? Какие твои отношения с Богом? Мы сейчас в страшное время живём: когда всё меряется зарплатой, когда всё меряется богатством, когда мы всё за всё требуем, а сами и пальцем не подвинем, когда нам не уплатят. Жутко! Страшно! Куда ни пойдём, везде плати, плати, плати. А если даже и не пойдём туда, то за руку схватят, всё равно плати! Мы за всё требуем. А ведь нам Бог жизнь дал не для того, чтобы мы себе требовали. Бог нам дал жизнь, чтоб, как Он, отдать себя, сораспять себя, возлюбить!

Не думай о себе, а думай о том, кто рядом. Часто ли мы говорим это слово – «брат мой»? Или всё – «вот тот», «он», «другой». Или всё – «чужой» …. И вот такие отношения между нами… а «брат», когда скажем? Тогда, когда «рука руку моет»! А так просто, от себя – не простим. И всё меряем, и меряем, кому больше? Кому больше? Так можно ли жить, родненькие? Всё равно ж будет казаться, что кому-то досталось больше. Вот в этом и страдание жизни! Ведь и один брат так думал, и другой. Один думает: «Вот там все гуляют! Дайте мне – я сейчас погуляю!» Этот период тоже у нас, у каждого в жизни такой был. Что там мать, что отец, что отцовское слово или материнское слово?! Что там дедушка скажет или бабушка скажет?! Вот я уж проживу жизнь умнее вас всех! И чем это «умнее» заканчивается?

У каждого из нас, чем это «умнее» заканчивалось? Ну, потеряли отца и мать, потеряли их любовь! Ну, кто ж, кроме матери, нам правильный совет даст? Друг даст совет? Подружка даст совет? Горе, беда – бежим к подруге, бежим к другу. А там же всё на зависти. А там же всё на зависти! И уходим, всё теряем. Вот так всё теряем! Если бы оно по-братски, если бы оно по любви! Сколько мы советов в нашей жизни даём? Каких только мы советов не даём? Мы и советы-то даём какие? Чтоб себя показать! «Вот умный тебе совет дам, послушай меня». А часто ли мы говорим «не греши»? А часто ли мы говорим «не падай»? А часто ли мы говорим «не иди туда, в тьму»? Вспомним, за свою жизнь, сколько мы раз мы сказали «не бери эту рюмку в руки»? Когда человек погибал! У нас целая категория есть – сантехники, которых спаивали благочестивые женщины.

Те, которые свечечки ставят, которые молятся, которые косыночки носят. А придёт тот несчастный кран починить, что она делает? Водки ему! А он за день десять адресов пройдёт и десять стаканов, сколько будет?! Человека уже нет. Человека нет! А может, сказать - «я за тебя помолюсь»? «Дитё, вот этот стакан пропусти, не пей, не надо. Что ж у тебя, дитё, руки трясутся?» Боимся? Боимся, потому что он плохо нам кран отремонтирует? А он уже не способен хорошо ремонтировать. У него уже не получится. Его, вот как кот появится, и собака всегда лает, так и он уже везде эту бутылку водки ищет. Он уже иначе не может. И у нас всё везде вот так вот!

А отец знал, отец искал, отец ждал…. Так и Бог ищет и знает, и ждёт каждого из нас! И видит - один приходит раньше, другой приходит позже! Но для всех для нас обители готовы, главное – не своего ищи, а Божьей правды ищи! Что он увидел в своём младшем сыне? Что увидел отец в младшем сыне? То, что тот пришёл с покаянием: «Я согрешил против неба и против тебя, отче, и уже не достоин сыном твоим называться. Прими хотя бы в наёмники. Прими к себе». И отец видит это смирение, видит, что не может сын без него. Видит, что понял сын, что только у отца, что только у его груди, в его доме, в его любви будет поистине хорошо! Ни с блудницами, ни с водкой, ни с деньгами, а только с отцом будет хорошо, потому что у него самое главное! Ни награды, ни деньги, ни удовольствия, ни наслаждение, ни похвальба друг другу, ни лицемерие! А у отца – самое главное: у отца – любовь! Отец любит и отдаст всё. И сын не просит всего, а:«Только дай мне тут, рядом с тобой быть, отче!» И что отец делает?

Он ему не новую одежду даёт, а ту, прежнюю одежду даёт. Вот каким ты был, маленьким, каким ты был, когда всегда был рядом со мной, когда между нами был мир и любовь, когда мы понимали друг друга, и наша любовь была важнее всего – вот стань опять таким! Одень ту свою одежду, которую ты оставил! Войди в ту жизнь, от которой ты бежал! Вот, вернись к ней! И даёт ему власть над этой жизнью! Знаете, что такое перстень? Мы сейчас расписываемся везде в документах, а раньше много людей было безграмотных, и печать ставили перстнем. Перстень был символом власти в семье или в государстве, где угодно. Вот этим перстнем ставили печать и свидетельствовали – да, это вот так! Что отец сделал? Печать сыну отдал! Казалось бы, можно было бы и старшему дать…. Но Отец чувствует старшего – «да у тебя же всё есть! Что ж ты ещё хочешь?» А зависть съедает. Также как он не говорит «это брат мой», также лицемерно он говорит: «Отец мой». Ведь отец для него – не отец, а отец для него – источник богатства, источник жизни и не более того.

Родненькие, разве у нас не так в жизни? Разве у нас не так в жизни: мы погибаем и находится человек, который оказывает нам милость, находится единственный, кто нас выслушивает, понимает и делится тем, что у него на сердце. А что дальше происходит? А дальше, за благодарностью, приходит страшное – «дай ещё!». Дай ещё! Матери – «дай ещё!», отцу - «дай ещё!», близкому человеку - «дай ещё!». Не благодарность, а требовать и требовать, и требовать! Как будто любовь чего-то стоит, как будто за любовь надо платить! Это уже не любовь, это товарно-денежные отношения! А любовь – это когда я не сплю, потому что другой не спит. А любовь – это когда мне больно, потому что другому больно. А любовь – это когда я не успокоюсь, пока он не успокоится, я не согреюсь, пока он не согреется. Вот тогда это настоящая любовь, вот тогда это истина!

Вот так Христос к нам относится, родненькие! Почувствуйте, поймите! Он с теми, кто радуется - радуется! Но с теми, кто плачет – плачет! И с теми, кому больно – Ему больно! Он всегда рядом с нами! А мы говорим: «Почему сегодня мне больно?» А для того, что боль надо прочувствовать, понять. Для того, чтобы состояться человеком. Мать никогда не станет матерью, если она не ощутит боль родов! Никогда! Но какое это великое слово – «мать», «мама»! Таки человеком мы не станем, пока мы не ощутим боль за другого, пока не ощутим любовь в себе, пока не наполнимся этой любовью, пока это не станет главным для нас! Пока это не произойдёт, мы - просто живые существа! А человек – это образ Божий, это относится к человеку как Христос! Следовать за Христом! Идти вместе со Христом! Вот за тем братом, который пропал и нашёлся, который погибал и спасся! Вот так за него – «брате мой!»

Ну, смотрите – мы называем эту притчу «О блудном сыне». Но она ведь не только о сыновьях. Не только о сыновьях! Она и о человеке, который понял суть жизни, который в самую суть жизни взошёл. И для которого нет большего счастья, чтобы сыновья его были с ним. Ни на аркане, ни привязанные к нему, а любовью соединённые были с ним! Вот это и есть самое главное. И каждый из нас, каждый из нас, когда отправляется сейчас в путь поста, в путь молитвы, пускай поймёт, что пост и молитва для чего нам даны? Для того, чтоб взглянуть в себя, в свою суть, в своё существо. В свою душу взглянуть, в себя, и понять, каковы мы? Всё расточаем, потом падаем, ползём и просим «прости!» Или, наоборот, всё держим, но никому отдать не можем! А поделиться не можем! А благодать и любовь только тогда существует, когда её не теряешь, не бросаешь, не отворачиваешься от неё, а когда её отдаёшь! Отдаёшь тому, кого любишь! Вот тогда ты и живёшь, человек. Вот тогда ты по-настоящему живёшь, человек. Вот тогда твоё сердце в вечность стремится, и твоей жизни нет конца, потому что она наполнена любовью.

Родненькие! Будьте всегда осторожны! Будем все всегда осторожны. Не будем думать, что можно гулять и при этом остаться с Отцом, можно в своё удовольствие жить и при этом быть с Отцом. Но и не будем самоуверенны, что, если мы не гуляем и живем не в своё удовольствие…, но если ближнего не видим рядом, то мы спасёмся. Нет. Всё, что нам дано, нужно отдать: и радость, и покой свой отдать тому, кого любит Бог! А Бог любит каждого. Бог любит каждого из нас! И вот, встретив человека, не будем думать о себе свысока, а скажем: «Господи, как хорошо!»

Чтобы мы не терялись, чтобы мы находили друг друга, и чтобы мы жили друг для друга! Дай вам Бог и самого главного – иметь рядом ближнего и отдать ему свою любовь. Самого главного – уметь и сострадать, и милосердствовать, и соболезновать, сорадоваться. И чтобы счастье было не для себя – оно для себя не бывает! Счастье – это когда ближнему хорошо. Береги вас Бог! Но особо хочется сказать тем, кто на улице. Низкий вам поклон, родные! Что вера такая крепкая у вас, что её и мороз остановить не может! Береги вас всех Бог! Пускай никто не заболеет, а пускай радость будет в каждом сердце! С Богом, родные! Аминь.

Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди.

 

 

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948