Поиск по сайту

[20.12.2013] О церковном этикете простыми словами

Церковь – это особое место молитвенного предстояния человека пред Богом. Так, незаметно для себя, неопытный духовно христианин начинает чувствовать себя в святом храме по-хозяйски, как "старожил".

Прихожане, вместо того, чтобы смиренно ощущать себя рабами Божиими, считают себя хозяевами, имеющими право поучать и наставлять, имеют даже "свои" места в храме, забывая, что в храм входят не "по билетам" и у человека не может в нем быть "личных" мест – пред Господом все равны...

К сожалению, очень мало кто знает о том, что такое храм Божий, как он устроен и главное – как вести себя в храме. У тех, кто уже несколько лет ходит в храм, появляется иногда вредная и опасная привычка относиться к Дому Божию как к чему-то обыденному.

При приближении к храму человек должен перекреститься, помолиться, поклониться. Можно мысленно произнести: "Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем". До начала службы надо постараться приложиться к иконам – не спеша, с благоговением.

Прикладываясь к иконам, надо целовать изображение руки, край одежды, не дерзать целовать изображение Спасителя, Матери Божией в лик, в губы. Если вы будете прикладываться к иконам во время службы, ходя по всему храму, то такое "благочестие" будет неуважением к святыне, а кроме того помешает молитве остальных и может стать причиной греха осуждения по отношению к вам со стороны других прихожан.

Исключение тут могут составлять маленькие дети, которым трудно еще спокойно вести себя всю службу – их можно прикладывать к рядом висящим иконам и во время службы, не ходя по храму, позволить им ставить и поправлять свечи – это действует на младенцев благотворно и утешительно.

При многолюдстве в храме, когда даже стоять бывает тесно, лучше воздержаться от поклонов, поскольку опускаться на колени, задевая и беспокоя других, мешая их молитве, вряд ли благоговейно. Лучше мыслями поклониться Господу.

Начинается богослужение. Все свое внимание человек должен настроить на то, что происходит в храме во время службы. Когда молятся о мире всего мира – молись о нем и ты. Когда молятся о плавающих, путешествующих, болящих, скорбящих или власть имущих людях – молись и ты. И эта церковная молитва объединяет между собой людей верующих, поселяет в сердцах любовь, которая не позволит оскорбить кого-то, унизить, сделать грубое замечание.

Человек должен знать, в какие моменты службы он может или сам подойти к иконе, поставить свечу или, когда народу очень много, попросить впереди стоящих исполнить его просьбу, а в какие моменты нельзя этого делать. Нельзя передавать свечи, ходить по храму и тем более разговаривать во время чтения Евангелия, во время пения Херувимской песни или во время Евхаристического канона, когда священнослужитель после пения "Символа веры" возглашает: "Благодарим Господа!" и хор, от лица молящихся, отвечает: "Достойно и праведно...".

Тем более, что во время Литургии настают особо важные моменты, – это момент пресуществления хлеба в Тело Христово, вина – в Кровь Христову. Когда священник приподнимает Святую Чашу и дискос и возглашает: "Твоя от Твоих..." (хор поет: "Тебе поем..."), в этот момент наступают самые страшные, самые ответственные минуты в жизни человека: хлеб становится Телом, вино становится Кровью Христовой. Эти моменты богослужения, литургической жизни должен знать каждый верующий человек.

Если в храме много людей и нет возможности подойти к иконе праздника и поставить свечу,  то можно передать свечу, называя при этом икону, перед которой вы хотели бы её поставить: "К празднику" или "К иконе Божией Матери "Владимирская", "Спасителю", "Всем святым" и т.д. Человек, который берет свечу, обычно молча кланяется и передает ее дальше. Все просьбы надо произносить благоговейным шепотом, чтобы не нарушать молитвенный мир прихожан, следует попросить впередистоящих.

Ходить в храм надо с чувством достоинства - для женщин здесь неуместны спортивные костюмы или платья с глубоким вырезом, брюки или шорты; для мужчин – шорты, майки, оставляющие плечи неприкрытыми, любые головные уборы. Одежда должна быть скромная, соответствующая месту и не обнажающая тела.

Различные украшения – серьги, бусы, браслеты – в храме выглядят нелепо: об украшающей себя женщине или девице можно сказать, что она не смиренно пришла в храм, она думает не о Боге, а о том, как бы заявить о себе, привлечь к себе внимание нескромными нарядами и украшениями. Будем помнить слова апостола Павла: "Чтобы ... жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию" (1 Тим. 2, 9-10).

Если человек впервые пришел в храм Божий, естественно, он не знает, как вести себя там, не знает элементарных правил приличия – ему даже не приходит в голову мысль, что своим поведением в храме он может оскорбить религиозные чувства верующих. Верующие люди ни в коем случае не должны срываться, говорить резкие, оскорбительные слова такому молодому человеку или девице в брюках и с непокрытой головой, например. И уж совершенно недопустимо грубо одергивать пришедших в храм впервые. Это называется ревность не по разуму, за которой скрывается отсутствие любви к ближнему. Ведь именно любви и утешения ждет человек, впервые переступивший порог храма, и если он после гневной "отповеди" никогда больше не захочет прийти в храм, то на Страшном Суде взыщется с нас за его душу! 

Как помочь новоначальным? Подойти и деликатно, тихонечко сказать такому молодому человеку или девушке: "Простите, пожалуйста, но в храме не принято держать руки за спиной (или в карманах), вести шумные разговоры или стоять во время богослужения спиной к алтарю..." В церковной лавке  у входа есть головные платки и даже юбки, чтобы женщины, по незнанию или иным обстоятельствам пришедшие в храм в брюках или с непокрытой головой, не чувствовали себя неуютно. Можно деликатно предложить: "Если хотите, можно покрыть голову платком, как это принято в храмах – можете взять платочек вот отсюда..." Но сказать это таким тоном, чтобы люди не оскорбились.

В основе обличения, вразумления, наставления человека должна лежать не озлобленность или ненависть, а христианская любовь, которая все покрывает, все прощает и исправляет брата или сестру. Людям надо деликатно объяснять, что можно делать во время богослужения, а что – нет. Но надо знать, в какие моменты службы это можно сказать. Например, во время чтения Евангелия, или Херувимской, или же Евхаристического канона, или когда выносят Чашу (то есть выходит Христос) этого делать не нужно.

Из-за опасения ошибок в храме, страха «нападок» со стороны «особо ревностных» прихожан не стоит бояться идти в храм. Нет! Это проявление ложного стыда. Не бойтесь задавать "глупых" вопросов – гораздо хуже, если эти вопросы перед вами поставит жизнь – и вы не сможете на них ответить.

Естественно, что впервые пришедший в храм не знает, какие здесь чтимые иконы, как подойти к священнику, какому святому заказать молебен. Надо просто и прямо об этом спросить – и не стоит этого стыдиться. Можно спросить работника церковной лавки, что следует почитать новоначальному – в последнее время издано много прекрасной литературы, которая есть в приходской библитеке. Надо только проявлять инициативу, настойчивость, ибо стучащему отворяется и просящему дается.

Ну а если всё же довелось ненароком услышать грубые слова - это совершенно не повод забывать дорогу в храм Божий. Конечно, новоначальному сперва трудно научиться терпеть обиды. Но надо постараться отнестись к этому с пониманием, совершенно спокойно. Потому что к вере нередко обращаются люди, прошедшие определенный, часто скорбный жизненный путь, с расстройством, скажем, нервной системы, или люди больные, с психическими отклонениями...

А кроме того, вспомните, сколько раз и вы других обижали, хотя бы невольно, а теперь пришли врачевать свою душу. Это требует от вас немалого смирения и терпения. Ведь даже в обычной больнице от того, что вам нагрубила санитарка – вы же не оставите лечения. Так и здесь – не отойдите неисцеленным, и за ваше терпение Господь подаст помощь.

В тексте использованы выдержки из статьи прот.Андрея Устюжанина.

Автор: Мария Круглова

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948