Поиск по сайту

[30.04.2017] Иерей Анатолий Куликов: Жены-мироносицы

Хотелось бы поговорить о Дне памяти жен-мироносиц, который считается православным женским праздником: нам привычно праздновать Международный женский день 8 марта, пусть и не до конца представляя его историю, но история дня жен-мироносиц гораздо более глубокая и правильная – лучше поздравлять с этим праздником наших православных женщин.

– Наверное, одно из самых неправильных явлений нашей жизни, когда для такого доброго дела, как поздравление наших жен, матерей, бабушек, нам необходимо выбрать какой-то один день. Мы выбираем сроки, определяем меру и решаем: «Сегодня я хороший, буду поздравлять, а завтра уже все – ваше место у плиты». Это вопиющая несправедливость.

Христианство дало миру правильное понимание, кто такая женщина и какое место она занимает в этой жизни. Господь говорил: перед Богом все равны – что мужчина, что женщина. Ведь в то время, когда Христос пришел в мир, женщина занимала очень приземленное место. Открыв Священное Писание, Евангелие от Матфея, мы увидим родословную Господа нашего Иисуса Христа по Его Человеческой природе – даже здесь апостол Матфей (традиционно для иудейского понимания) переписывает родословие только по линии мужчин – здесь отражается общее отношение к женщине как к второстепенному существу, свойственное большинству восточных стран того времени и по сей день сохраняющееся в исламе, невзирая на имеющие место дебаты по этому поводу.

Христос приносит понимание, что женщина – тоже человек, сотворенный по образу и подобию Божию, который может находиться в состоянии святости и быть учеником Христовым.

За что мы особенно почитаем женщин-христианок? На примере жен-мироносиц, этих Христовых учениц, мы видим, что они, будучи сосудами немощными, смогли сделать не меньше, чем их братья-апостолы, а где-то и превзойти их.

День жен-мироносиц подчеркивает это знание, только надо помнить об этом не раз в году – каждый день может быть днем жен-мироносиц. Если мы посмотрим в православный календарь, то видим, что редкий день обходится без прославления той или иной святой женщины.

Евангелие говорит нам о женах-мироносицах: рядом со Христом находились женщины, которые служили Ему имением, какими-то заботами, старались быть рядом с Господом, внимать Его словам, слушали и слушались Его. Все больше разгоралась в их сердцах любовь, которая и вылилась в то, за что мы их прославляем: не побоявшись никого, они пошли ко гробу Господа, чтобы отдать Ему последний человеческий долг; мироносицами они называются за то, что несли с собой миро, ароматы, чтобы умастить тело их умершего Учителя.

Жены-мироносицы не побоялись пойти ко гробу, тогда как мужчины-апостолы, увидев после смерти Христа, что в жизни нет более справедливости, испугались и рассеялись. Увидев, как Синедрион осудил Христа на смерть, как римский прокуратор Понтий Пилат поддался на их провокацию и попросту сдался, апостолы понимали, что как они не смогли защитить своего Учителя, так не смогут защитить и самих себя.

Почему женщины пошли ко гробу Христа? С одной стороны, поскольку в иудейском обществе того времени часто женщину просто не воспринимали всерьез, им не грозила такая опасность, как мужчинам, хотя и им было страшно идти ко гробу, охраняемому вооруженными воинами: они понимали, что могут быть унижены и даже убиты. Что их ведет? Конечно, любовь, верность – возможно, любовь в женском, то есть более чувственном, нежели у мужчин, проявлении, но это сделало их более сильными и верными, чем апостолы. Этим Господь нам показывает, что не важно, каков ты в земном плане – никчемный, незаметный для общества, но для Бога ты можешь быть совсем другим.

Это был подвиг сердца, веры, мужества, который пришел неожиданно. Может быть, все другие поколения святых женщин-христианок брали пример с их подвига. Ведь сразу началось время страшных гонений на Церковь, на всех ее членов – и на мужчин, и на женщин, и на стариков, и на детей. Надо было выстоять, идя на смерть, мы знаем многочисленные примеры мученичества и исповедничества. Мы прославляем жен-мироносиц и за то, что они первыми показали пример – идти за Христом, как бы не было страшно.

Действительно, каждый день мы вспоминаем женщин – исповедниц или мучениц. Жены-мироносицы принесли Христу миро, а каковы современные жены-мироносицы?

– Наверное, любая женщина, призванная Господом, принявшая Крещение, должна быть такой… Что дало женам-мироносицам мужество, твердость, решимость сделать это дело? Ведь рядом не оказалось ни одного мужчины… Современная женщина должна помнить, что они были прежде всего ученицами Христовыми. Что нужно, чтобы быть учеником Христовым? Господь очень четко сказал: «Отвергнись себя, возьми свой крест и следуй за Мной».

Любая современная девушка, женщина должна задать себе вопрос: «А я могу отвергнуться себя?». Пусть это пока какая-то мелочь, но ради Христа. Суть не в конкретных внешних действиях, а в том, что внутри человека. Любовь, верность складываются из маленьких подвигов, которые копятся внутри, когда преодолеваешь себя, и это формирует тебя как христианина.

Можем ли мы сказать, что это христианский женский день?

– Это вообще христианский день, но особенно в нем подчеркивается именно это. Так Церковь почитает всех своих членов. Но вряд ли у Господа поделено на конкретные дни и периоды, ведь Бог вне времени, как и святые угодники, которые вечно находятся в радости в Боге.

Вопрос телезрительницы с сайта: «Апостол Павел говорит, что нет более ни иудея, ни эллина, ни мужчины, ни женщины, все равны во Христе, почему тогда в Евангелии написано, что при Христе было пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей?».

– Апостол Павел совершенно правильно говорит, что перед Богом все несут одинаковую ответственность и имеют равные права. О пяти тысячах мужей говорится в чуде о пяти хлебах. Апостол Матфей писал Евангелие для своих соотечественников и современников, и писать он должен был на понятном им языке, как они привыкли думать и воспринимать мир. Но не надо думать, что если так написано, это как-то умаляет женщин-христианок.

Как правильно встретить этот день женщинам?

– Раз мы говорим, что это христианский день, то его нужно провести со Христом. Наверное, самым правильным будет соединиться в этот день со Христом в таинстве Причастия, предварительно очистив душу в таинстве Исповеди, молитве. Встретить его в благоговении, в делах любви по отношению к своим ближним. Мы должны освятить этот день, подчеркнув, что мы христиане не только по названию.

При этом надо помнить, что воскресный день закончится, наступит понедельник, но это не значит, что мы будем жить по-другому, христианская жизнь должна быть всегда богоугодной.

Но мы стараемся особо выделить этот день, можно ли устроить какое-то празднество, застолье?

– Конечно, можно, в этом нет ничего плохого, если речь не идет – упаси Господь – о пьянстве или излишествах. Если земные радости не закрывают нам Неба, они не являются грехом. Мы, мужчины, должны почаще и жалеть наших жен и близких, и помогать им и добрым словом, и помощью – устроить праздник, подарить цветы… А каждому папе полезно объяснить сыну, как хорошо поздравлять маму.

Плохо, что свою доброту и заботу мы измеряем краткими сроками, по лени и нерадению делаем гораздо меньше, чем можем. Конечно, может быть, немало найдется мужчин, для которых и один день позаботиться о жене или маме – уже подвиг, но, если есть возможность делать больше, давайте делать больше.

Вопрос телезрительницы из г. Старый Оскол Белгородской области: «В одной из передач батюшка сказал, что женщина должна относиться к мужу как к господину, а Вы говорите, что мужчина и женщина равны».

– По поводу равенства. Пред Богом мы все равны. Как говорил Господь, отвечая саддукеям на их вопрос, у Бога не женятся, не разводятся, нет ни мужеского пола, ни женского. Человек не исчезнет как личность, но все мы изменимся, будем почти как ангелы.

Что касается жизни земной, здесь иначе: женщина не может быть как мужчина, а мужчина не может быть как женщина. В отношении наших обязанностей, ответственности, даже физиологии мы разные. Как богоподобные личности, мы все равны перед Господом, но в земной жизни каждый из нас занимает свое место.

Действительно, Господь создал Еву как помощницу. Адам был подотчетен Господу, ведь именно ему была дана заповедь не вкушать с древа познания добра и зла.

Что дает христианство миру в отношениях в семье, отношениях между мужчиной и женщиной? Оно показывает, что должно быть единство любви, соподчинение в любви. Что значит «относиться как к господину»? Считать, что господин будет нещадно гонять, бить, может выгнать и взять себе другую служанку? Конечно, нет, не в этом дело, но в смысле почтения, уважения, страха обидеть и потерять любовь.

Сказано у апостола Павла: «Жена да убоится своего мужа» – это не физический страх, не страх наказания, а страх потерять любовь, не сохранить верность, разрушить нечто ценное.

Наша вера учит нас, что в каждом человеке мы должны видеть образ Божий, ведь за каждого человека Господь пролил Свою кровь. Если бы у нас было такое отношение, то все эти рассуждения «кто больше, кто меньше» исчезли бы вовсе.

Христианская святость являет нам такие примеры. Например, Семья Царственных Страстотерпцев, семья Петра и Февронии. Можно много найти примеров таких семей и в наше время: когда есть доверие, верность, уважение, нет вовсе таких проблем. Жена не мучается от того, что она не командир для мужа, а муж не мучается от того, что не получается быть главой. Все возможно в земной жизни при одном единственном условии: «Ищите прежде Царства Божия и его правды, а все остальное приложится вам».

Была фраза о «мужчине моей мечты»… Говорят: «женщина моей мечты» – допустимо ли вообще мечтать о таких вещах?

– Наверное, каждый в своем сознании и даже воображении определяет, что бы ему хотелось. Но надо разобраться с мечтой, ведь не секрет, что мечты у нас меняются: о чем мечтает ребенок в пять лет, в 15? А о чем мечтает мужчина в 25 лет? Я понимаю сегодняшнюю мечту – сегодня, мне, сегодняшнему, хочется такого-то, но не знаю, каким буду через 10 лет и какой будет моя мечта. А Бог знает и, соответственно, определяет, что нам в этой жизни дать, а что нет, ведь Он – любящий Отец и смотрит, что будет в пользу.

Вопрос, заданный зрительницей из Краснодарского края: «Почему мужчины первыми подходят к Причастию, и какое есть основание?».

– Эта традиция идет с древних времен. Вообще, первыми идут монахи, которые рассматриваются как ангелы. Если есть монахиня в храме, то она идет к Чаше впереди всех мужчин. Это традиции, они нас не унижают, а помогают настроиться.

«Со страхом Божиим и верою приступите» – вот что должно наполнять человека перед Причастием, а не размышления, почему впереди идет мужчина.

В современном мире есть тенденция к равноправию. Как быть с ним?

– Христианство вообще все время говорит о равноправии. Феминистки, которые постоянно воюют за права, нигде не могут найти лучшего, чем в христианстве.

Что касается жизни земной, то здесь столько перекосов... Мы вообще все не равны – один лучше может делать это, другой другое, у всех разные возможности. Если послать меня сейчас разгружать вагон, то я, скорее всего, надорвусь – у меня нет определенной тренировки, а кто-то более подготовлен. Каждый должен заниматься своим делом.

Апостол Павел, например, говорил: «Не все становитесь учителями». Одни могут быть пророками, другие учительствовать, третьи исцелять. Каждому Бог дает по необходимости и по церковной потребности. Если бы мы доверяли Богу, Его Промыслу о нас, жизнь была бы проще, было бы меньше таких вопросов.

Вопрос телезрительницы из Рязани: «Мы с мужем прожили вместе много лет, главным всегда был он, и в семье была гармония. Теперь у него серьезная болезнь, и он не может решать все вопросы. Мне приходится брать решения на себя, и хотя я стараюсь делать это незаметно, он все же считает, что я командую, возникают конфликты. Как бы Вы прокомментировали нашу ситуацию?».

– Дай вам Бог сил, терпения и мудрости. Это то, что необходимо в данной ситуации. Всякое бывает в жизни, и порой женщине приходится брать на себя очень много и тащить все это, и уставать.

Необходим такт. Один человек говорил мне, что когда мудрая женщина хочет добиться своего, она ведет и все делает так, чтобы мужчина пришел к мысли, что все это он решил сам, что это была его собственная мысль. Потом женщина помогает довести ему все это до финала, радуется и хвалит его, хотя изначально идея была ее. Бог дал вам, женщинам, определенную мудрость, чуткость, гибкость, где и как что сказать.

Во всем надо поступать по любви – прежде чем что-то сказать, подумать, «чем ваше слово отзовется» можно и правду говорить, но так, что человек потом обидится на полжизни. В таких ситуациях нет универсальных советов, каждая личность – уникальная, каждая семья – неповторимый организм. Никто лучше вас самой не знает, как правильнее подойти к вашему мужу, как сделать так, чтобы он не возмущался вашей заботой и вашими делами. Помоги Господь всем нам!

В завершение скажите, пожалуйста, напутствие нашим телезрителям.

– Заповеди известны: «Любите Бога и любите ближнего», «отвергнись себя и возьми крест свой». Это универсальные вещи для любого человека и любой ситуации. Будем жить верными Богу – будет в жизни свет, всем будет радость. Будет радость – будем чувствовать себя счастливыми. Счастье же – это то, чего человек ищет постоянно и круглосуточно, едва почувствовав себя живым. И когда встретит Бога, чувствует себя счастливым… Дай нам Бог всем счастья.

Православная газета №18 (867),

г. Екатеринбург

Расшифровка: Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете посмотреть на сайте телеканала «Союз».

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948