26 апреля в Вознесенском кафедральном соборе прошло торжественное вручение иерархических и общецерковных наград клирикам Новосибирской Митрополии.
От Прихода во имя святого страстотерпца царя Николая были награждены: золотым наперсным крестом иерей Антоний Зубатов, грамотой за служение диакон Валерий Ковалев.
Справка о церковных наградах
«Павловские» кресты
«А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее; во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфьи; и, наконец, третие, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты, с тем, однако ж, что сии отличные почести не инако как по воле или утверждению нашему даваемы или дозволяемы будут».
(Указ императора Павла I Святейшему Синоду от 18 декабря 1797 г.)
Император Павел I законодательно оформил систему награждения духовенства за беспорочную службу. В частности, его указом был введен и наградной крест, облик которого был унифицирован.
Серебряный с позолотой четырехконечный крест с рельефным распятием имел строгую форму. На оборотной стороне было начертано: «пресвитеру, дающему образ верным словом и житием» (слова, восходящие к Первому посланию святого апостола Павла к Тимофею), вензель императора Павла I и дата: «Установлено 1797, декабря 18». Носили такой крест на серебряной цепи. Эта награда просуществовала до 1917 года.
«Павловские» кресты, передаваемые духовенством из поколения в поколение, сохранились до наших дней. Многие батюшки носят их с особым чувством - как знак преемственности, духовной связи с предшественниками.
«Николаевские» кресты
Долгое время священники вообще не носили никаких наперсных крестов, как не носят их и по сей день на православном Востоке. Повседневный восьмиконечный крест ввел в обиход, предписав его носить всем батюшкам России, государь Николай II.
Как повествует историческое предание, произошло это по следующему поводу. Юный государь как-то подошел под благословение к диакону: они, как известно, крестов не носили и не носят, и благословлять рукою не имеют права. Произошла некоторая заминка, и чтобы она более не повторялась, а также чтобы в повседневной жизни можно было отличить диаконов от священников, было решено даровать последним право носить крест.
Принадлежностью каждого священника наперсный крест стал лишь в царствование святого страстотерпца Государя Николая II. В честь своего восшествия на престол он издал указ: «Всем состоящим на службе иереям монашествующего и белого духовенства, равно как и рукополагаемым вновь в означенный сан право возлагать на себя крест» установленного образца.
«Николаевский» крест, так же как и «павловский», изготавливался из серебра, но не был позолочен и имел восьмиконечную форму. Его оборотную сторону украшали слова: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим 4, 12), а также вензель императора Николая II и дата его коронации, записанная церковнославянскими буквами. В то же время сохранилась и практика награждения особыми крестами.
Наградной же наперсный крест был учрежден ранее, в 1798 году. До революции их изготовляли из позолоченного серебра вместе с цепью и исключительно в Москве. В год производилось примерно 900 таких крестов, которые рассылались по епархиям, где и вручались награждаемым. Отметим также, что если тот или иной священник уже имел пожалованный золотой крест без украшений, то он мог принимать от прихожан крест с драгоценными украшениями, но только после того, как Святейший Синод входил с ходатайством к государю о разрешении его носить.
Фото: Михаил Пучков и Владимир Осинцев
Справка о наперсных крестах
подготовлена по материалам
Журнала «Церковный ювелир», № 3 за 2012 г.