Поиск по сайту

[22.05.2015] Звонари запаса

Когда едешь на встречу с героем будущей публикации, ещё не знаешь, о чём будет материал. Детские школы звонарей – так звучала выбранная тема. Почему-то казалось, что речь пойдёт о методиках обучения, о необходимости создания учебных пособий, о правильном соотношении занятий практических и теоретических, о специфике построения урока в зависимости от возраста обучающихся… Но уже после первого интервью стало понятно, что рассказ про детские звонарские школы – это рассказ про людей. Про тех взрослых звонарей, чьими силами эти школы созидаются, и про звонарей юных, которые к ним приходят.

Наталья

Ученические звоны бывают разные. Кто-то только постигает науку не сбиваться с ритма, другие уже пытаются соединить воедино разные группы колоколов, третьи же импровизируют. Но всё-таки всегда слышно – звонит ученик. Но этот звон был каким-то… настоящим. Он был полным, глубоким, цельным, он взлетал прямо к облакам и наполнял сердце солнечной радостью. Пожалуй, юный возраст звонаря выдавали только не очень чётко проговаривавшие зазвонки.

«Нина Вагайцева, пятнадцать лет. Поёт на клиросе с самого раннего детства, – рассказывает Наталья Хольшина, преподаватель детской звонарской школы храма во имя святого страстотерпца царя Николая. – Нина занималась фольклором, исполняла духовные стихи, и этот внутренний музыкальный багаж ей помог – переход от упражнений к трезвону произошёл у неё очень быстро».

Наталья вслушивается в звон своей ученицы и улыбается. «Это у нее состояние души сегодня такое, что колокола поют и ликуют», – объясняет она. Наталья по профессии педагог, учитель музыки, и слышать в трезвоне сердце звонаря – её работа. «Ну, а сейчас начнется самое интересное, – говорит она и поднимается на звонницу. – Пойдём!»

Самое интересное – это урок. Это диалог между учителем и учеником, в ходе которого и происходит движение вперед. Как для одного, так и для второго.

– Чему звоним?

Вопрос правильный, очень предсказуемый, но почему-то именно он всегда ставит в тупик начинающих звонарей. Особенно на этапе, когда совершается незримый переход от упражнений на колоколах к настоящему трезвону.

– Чему звоним? – повторяет вопрос Наталья. – Утренняя зарядка?

– Я звоню, потому… Потому что у меня урок колокольного звона и мне сказали: «Звони»!

Наталья очень часто делает подобные остановки (как она сама это называет) в «махании руками» для того, чтобы поговорить с учеником: а для чего его звон, о чём он? «Чтобы не было отношения, как к спорту, – поясняет она. – Чтобы была трепетность, благоговение. Нужно формировать понимание того, что звонить в колокола мы учимся, чтобы стать участниками богослужения».

Бывали даже ситуации, когда Наталья спрашивала у ребёнка: «Для чего ты здесь?» – и, если он не мог ответить, не знал, не понимал, относился к звону, как к игре, то говорила ему: «Разберись сначала, для чего это нужно, а потом придешь».

– Часто, когда я объясняю детям, что колокольный звон – это молитва, спрашиваю: «А о чём хочешь помолиться ты? О чём хочешь попросить?» – рассказывает Наталья. – И тогда они звонят совсем по-другому. Их просто невозможно остановить. Может быть, теряется размер, ровность, но зато появляется что-то настоящее…

Только тот, кто чутко вслушивается в другого, способен рассказать то, что рассказала о своих учениках Наталья. Вот лишь некоторые из этих историй.

Богдан

Воцерковление у тринадцатилетнего Богдана произошло, если можно так выразиться, внезапно. Он был самым обыкновенным мирским мальчишкой, которого взяли прямо с улицы и поставили в храм. Вернее, он сам прямо с улицы в храм пришёл и… остался. А дело было так.

Мама Богдана по специальности бухгалтер. Однажды её через знакомых попросили помочь храму по каким-то бухгалтерским делам. Она откликнулась, пришла, и Богдан пришёл вместе с ней. Он решил даже не заходить внутрь, остался ждать маму на улице. А в этот день как раз проходил урок в детской школе звонарей. Богдан услышал колокольный звон, увидел, что звонят его ровесники и, когда мама вышла из храма, объявил: «Я тоже хочу звонить в колокола!»

Так он стал учеником детской воскресной школы. Конечно, сначала для него в новинку было абсолютно всё. Он спрашивал: «А почему все встали? Зачем поют что-то вначале? Для чего это надо?» Но постепенно, шаг за шагом, входил и он в церковную жизнь.

Как-то вечером папа спросил у него:
– Ну что, сынок, завтра снова в храм собираешься?
– Собираюсь.
– И причащаться будешь?
– Буду… А знаешь, что, папа? Ты пойдёшь вместе со мной.
И папа пошёл на Литургию вместе с Богданом. Впервые в жизни.

Лиза

Ей шестнадцать лет. Хрупкая, изящная, очень красивая девочка. Невольно ждёшь, что звон будет такой же, как она сама – нежный, спокойный. Когда же раздаются крепкие удары на довольно большой скорости, это вызывает невольное удивление.

– Недавно Лиза увлеклась грузинской музыкой, – рассказывает Наталья. – И это сразу отразилось в её трезвоне: зазвучали характерные ритмы и мотивы со множеством ударных.

Приемлемо это в звоне или нет? Трудный вопрос. Не существует какого-то единого эталона, с которым сверился – и однозначно понял, где мы в рамках канона, а где нет… Старший звонарь храма и второй педагог детской звонарской школы Анастасия Скребнева говорит, что главный критерий – молитвенность.

И, когда возникает вопрос, правильный звон или нет, Наталья обычно просит ученика: «Звони и не останавливайся», – а сама выходит со звонницы, уходит к строящемуся храму, слушает колокола издалека и внимательно смотрит внутрь себя: может она молиться под этот звон или нет? И хочется ли ей молиться?

– Если хочется пуститься вприсядку (а у учеников бывают и такие звоны), то вопросов больше не остаётся, – улыбается она. – Я объясняю детям, что колокола должны помогать молитве.

Артём

В семье Артёма было принято так: перед очень важным и ответственным событием нужно зайти в церковь и поставить свечку. Поэтому вполне закономерно, что однажды уже подросший Артём оказался вместе с мамой в храме. Шла служба, и, как потом признается мама Артёма, её напугали те жадность и сосредоточенность, с которыми её сын принялся вдруг внимать словам молитвы. Он стоял в храме, потрясённый церковным пением, и был где-то далеко… «Тогда я воспринимала как какую-то дикость даже мысль о том, что мой ребёнок может посещать богослужения, иметь какое-то отношение к церкви», – расскажет она потом.

Теперь родители Артёма – меценаты. Они помогают детской воскресной школе, на их пожертвования приобретён тренажёр колокольного звона. А Артём учится звонить с вдохновением.

«Он удивлял меня с самых первых уроков, – вспоминает Наталья. – Он делает то, чего не делают даже многие взрослые звонари – слушает колокола. Он ищет красивый и яркий звук, добивается чистоты звучания, подбирает сочетания колоколов. Ему двенадцать лет, и делает он всё интуитивно, ничего не зная про обертоны, про аккорды, но слух его никогда не подводит».

Во время богослужения Артём всегда по-взрослому собран и сосредоточен. Внимание, с которым он следует за словами молитвы, не может не удивлять. «Если Артём решит избрать для себя путь церковнослужителя, – говорит его мама, – для нашей семьи это будет большой честью».

Коля и Нина

Коля – брат Нины. Той самой Нины, с ликующего трезвона которой сегодня начался урок. Как и его старшая сестра, одиннадцатилетний Николай несёт церковное послушание. Сестра поёт на клиросе, а он помогает в алтаре. А ещё они, как их здесь в шутку называют, – «звонари запаса». Когда взрослым звонарям вдруг требуется подмена, на колокольню идут Коля и Нина.

Звонильная неделя для них – самая ответственная пора. В это время они дежурят на звоннице и проводят экскурсии: принимают посетителей, помогают всем желающим позвонить, следят за техникой безопасности, рассказывают о работе звонаря.

Коля звонит уже довольно уверенно. Однако после того, как стал переходить он от упражнений к импровизации, вдруг выяснилось, что звонить подолгу он не может, быстро устаёт. В чём причина, разобрались почти сразу – неправильное положение правого локтя.

«Будем исправлять, – говорит Наталья. – Чтобы привык не поднимать локоть, попробуем воспользоваться советом отца Павла Радина: держать во время звона книгу подмышкой… Постановка руки для звонаря – это очень важно. Что-то вроде крестного знамения, с которого начинается вся церковная жизнь. Новоначального учат правильно складывать пальцы, показывают, в какой последовательности совершается движение. А звонаря учат звонить без лишнего напряжения. С Колей мы этот момент упустили, заслушались звонами. Теперь будем корректировать».

Соня

Рядом со «звонарями запаса» четырёхлетняя Соня кажется еще меньше. Чтобы дотянуться до верёвок, ей приходится вставать на специальную подставку.

«Соня начинала на тренажёре, – вспоминает Наталья. – Когда она впервые подошла к нему, то напомнила мне пианистку. Такой же изящный взмах кисти, такой же красивый полёт руки прежде, чем опустится она на тягу. Соня не просто постаралась извлечь из тренажёра звук – она сделала это очень красиво. И, когда раздалось неровное лязганье, на лице её отобразилось недоумение: «Как же так? Я всё так красиво сделала, почему же звук такой некрасивый?» Она постояла несколько секунд, подумала, а потом снова очень плавно, как в танце, опустила руку на верёвку. И снова удивилась…»

Главной радостью для Натальи стало то, что Соня сумела пересилить страх, который появился у неё, когда после тренажера впервые подошла она к настоящим колоколам. Это был страх перед их звучанием – резко нарушающим тишину, мощным, долго не смолкающим. Оказавшись за пультом, Соня при каждом звуке вздрагивала и зажмуривалась… Теперь она звонит без страха, и звон у неё очень стройный, гармоничный, с ритмическими повторами.

«Когда работаешь с такими малышами, то элементов игры не избежать, – рассказывает Наталья. – И всё же я считаю, что в прошлом году допустила большую ошибку, начав называть наши упражнения «квакушками», «коняшками» и «попрыгунчиками». Совсем скоро мне стало понятно, что дети играют этими словами, а значит, играют и с колоколами. Теперь я сторонница того, чтобы формировать у учеников грамотную звонарскую речь с самых первых шагов, приучать их к правильной терминологии».


СПРАВКА

Детская школа звонарей при Храме во имя святого страстотерпца царя Николая основана в 2012 году. В школе работают два педагога, и ученики поделены на две группы. В младшую группу ходят дети 5-10 лет (четырёхлетняя Сонечка – «маленькое» исключение), по списку их 12 человек. В старшей группе учится 7 человек в возрасте от 10 до 16 лет. Занятия проходят два раза в неделю на звоннице храма и в учебном классе на тренажёре колокольного звона. Обучение включает в себя теорию и практику. Малышам рассказывать о колоколах и звонах педагоги стараются непосредственно во время практических занятий, а для ребят постарше предусмотрены лекции, во время которых они составляют конспекты и готовятся потом к экзамену.

Записала Татьяна ЛИПКИНА

Первая публикация в газете "Сибирская звонница" № 37

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948