Поиск по сайту

[21.12.2014] Чудо о плинфе

I приходской конкурс начинающего журналиста.

Святитель Спиридон Тримифунтский (III-IV вв.) жил на острове Кипр и был епископом города Тримифунта. Великий святой, живший в одно время с святителем Николаем Мирликийским.

В наше время имя святителя Спиридона несколько позабылось, в России о нем начали вспоминать лишь в двухтысячных годах, хотя до революции дом Романовых почитал этого святого. В день памяти святителя Спиридона (12 декабря по старому стилю) родился император Александр I.

Святитель Спиридон родился в деревушке Аския (Ассья) в крестьянской семье, был кротким, сердечно добрым, любил странников и ни когда не отказывал в помощи. При жизни святитель Спиридон обладал даром прозорливости, исцеления больных и изгнания бесов.

В молодости святитель Спиридон был женат, имел дочь Ирину. После смерти жены был избран епископом Тримифунта. При жизни святителя Спиридона происходило множество чудес, но я хочу уделить большое внимание чуду, которое было на Первом Вселенском Соборе в Никее (325г.).

Первый Вселенский Собор был созван в 325 году для разрешения между Александром епископом Александрийским и Арием. Арий утверждал, что Христос не был Богом, а Высшим творением, т.е. отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы. На Соборе Ария поддерживало несколько епископов. С соизволения императора Константина Великого на Соборе присутствовали греческие мудрецы (перипатетики). Мудрейший из них Евлогий, поддерживал Ария.

Большинство епископов были уверены в ложности учения Ария, но оказались не в силах противостоять риторике Евлогия. Именно на этом соборе святитель Николай Мирликийский ударил по щеке Ария за богохульные речи. Казалось, что Арий и его последователи одержат победу, но в это время святитель Спиридон Тримифунтский попросил выслушать его. Святые отцы запрещали ему выступить, т.к. он был простым человеком и не был знаком с греческой мудростью.

Однако, святой Спиридон, зная какую силу имеет премудрость свыше и как немощна пред нею мудрость человеческая, обратился к мудрецу и сказал:
— Философ! Во имя Иисуса Христа, выслушай, что я тебе скажу.

Когда же философ согласился выслушать его, святой начал беседовать.
— Един есть Бог, — сказал он, — сотворивший небо и землю и создавший из земли человека и устроивший все прочее, видимое и невидимое, Словом Своим и Духом; и мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог, Который умилосердившись над нами заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал и умер ради нашего спасения и воскрес и с Собою совоскресил весь род человеческий; мы ожидаем, что Он же придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем, что Он одного существа с Отцом, равной с Ним власти и чести… Так исповедуем мы и не стараемся исследовать эти тайны любопытствующим умом, и ты — не осмеливайся исследовать, как всё это может быть, ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание.

Затем, немного помолчав, святой спросил:
— Не так ли и тебе всё это представляется, философ?

Но философ молчал, как будто ему никогда не приходилось состязаться. Он не мог ничего сказать против слов святого, в которых видна была какая-то Божественная сила, во исполнение сказанного в Св. Писании: «ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор.4:20).

Наконец, он сказал:
— И я думаю, что всё действительно так, как говоришь ты.

Тогда старец сказал:
— Итак, иди и прими сторону святой веры.

Философ, обратившись к своим друзьям и ученикам, заявил:
— Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал всё, что мне представляли. Но когда, вместо доказательств от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, — доказательства бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за сим старцем, устами которого говорил Сам Бог [1].

На этом же Соборе святитель Спиридон привел доказательство Единства во Святой Троице. Святитель сотворил крестное знамение, взял в правую руку плинфу (глиняный кирпич) и стиснул его: «Во имя Отца!» - и в это время из плинфы вырвался вверх огонь. Святитель продолжал: «И Сына!», - вниз потекла вода, - «и Святого Духа!». И раскрыл ладонь. В ладони лежала сухая глина. «Вот три стихии, а плинфа одна, - сказал святитель Спиридон, - так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино» [1]. Это было несомненным доказательством Православия.

Все изложено просто, а с точки зрения науки, это практически невозможно. Габариты плинфы примерно 35х30х3 см, весит более 3 кг, после обжига плинфы (кирпича) при температуре около 900 С вода испаряется. Изготовление кирпича вместе с обжигом занимает большой промежуток времени.

И только с Божьей помощью из твердой плинфы можно было получить глину, воду и огонь. С точки зрения науки нереально, но это произошло на глазах у более чем 300 человек в далеком 325 году.

Высокоумного философа Евлогия побеждает своей простой речью святитель Спиридон Тримифунтский. В своей жизни мы должны стремиться быть похожими на святителя Спиридона Тримифунтского. «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота» (св. Амвросий Оптинский). Не будем искать сложных решений, ведь может оказаться, что самое простое решение – это лучшее решение.

Ольга Соловьева


Библиография:
1. Святитель Спиридон Тримифунтский. Житие. Чудеса. Кано. Акафист. М: Даниловский благовестник, 2009.
2. Святитель Спиридон Тримифунтский / Сост. Строганова М.В. – М.: Благовест, 2011.

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948