Поиск по сайту

400-летие дома Романовых

В этом году Россия отмечает Четырёхсотлетие дома Романовых. Празднование приурочено к воцарению Михаила Фёдоровича Романова на московский престол 11 июня 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля по решению Земского собора.

История празднования

21 февраля (6 марта н.ст.) 1613 года Великий Собор окончательно утвердился в убеждении, что государству необходим царь. Участниками Собора были Иерархи Русской Православной Церкви, настоятели крупнейших русских монастырей, вельможи и полководцы, служилые дворяне и казаки, представители разных народов России, купцы, горожане и крестьяне из всех частей Отечества.

Как отметил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в приветственном слове: «Венчание на царство Михаила Федоровича, ставшего первым правителем Руси из рода Романовых, ознаменовало конец Смутного времени и положило начало новой эпохе в истории нашей страны. На протяжении трех столетий представители династии верно служили Отечеству. В этот период Россия стала сильной державой, обладающей огромной территорией и природными богатствами, однако главными ее сокровищами во все времена оставались православная вера и российский народ, из которого вышли многие подвижники благочестия, выдающиеся государственные мужи, видные ученые и деятели искусства. В эпоху Романовых правители страны ревностно заботились о распространении Православия, благополучии Церкви и других религиозных общин, стремились содействовать сохранению духовных традиций русского народа и его национальной самобытности. И ныне, празднуя 400-летний юбилей Дома Романовых, мы призваны осмыслить этот уникальный исторический опыт и оценить вклад, который династия внесла в развитие российской государственности» .

Зачем России нужен был царь?

«Царь земной, братия мои, есть образ Царя Небесного, – писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Престол его царский есть подобие страшного Престола Божия, на котором восседает вечно праведный и страшный во Славе Своей Господь, Царь Неба и земли. Царь восходит на престол и восседает на нем по воле Божией для того, чтобы судить все подвластные ему народы и племена праведно, чтобы всех и каждого защищать от обид, неправосудия, чтобы заботиться о спокойствии и благоденствии всех, чтобы все, каждый в своем звании и состоянии, мирно исполняли дела своего звания. Чтобы Церковь и государство, или царство Божие и человеческое, находились в тесном союзе: одно другому, помогая на пути их целям, Церковь – молитвами и словом божиим, Таинственными священнодействиями и духовным управлением, а государство - своей властью, силой, правосудием и внешним достоянием. Поэтому государь на земле как представитель Самого Бога, Царя неба и земли, как верховный судья и отец всех подданных справедливо пользуется и высочайшей честью и общей любовью народа».

Соборная клятва

Ближайшим законным наследником угасшего Дома Рюриковичей был Михаил Феодорович Романов - сын томившегося в польском плену Митрополита Ростовского Филарета, двоюродного брата последнего Царя первой Русской Династии святого благоверного Феодора I Иоанновича. Никаких личных заслуг у 16-летнего Михаила Романова, за которые его можно было бы «избрать» в нашем нынешнем понимании этого слова, ещё не было. Но бесспорность его наследственных прав создавала уникальный и драгоценный статус, позволяющий ему стать надпартийным общенациональным Арбитром, умиряющим исстрадавшуюся страну, и в дальнейшем передать эту роль своим потомкам. 

В Утвержденной Грамоте Великого Собора 1613 года о призвании на престол Дома Романовых простыми и ясными словами были изложены традиционные и гармоничные для нашего народа принципы отношения к управлению страной. Русский народ открыл новую страницу истории, начав ее с трехдневного поста и покаяния. Более того, он принес Соборную клятву: «Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, — Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца, и за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы свои положити, и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами» .

Начало служения

Царский путь служения Романовых начался в Ипатьевском монастыре, где жил в то время Михаил Романов. Мать юного избранника, инокиня Марфа, благословила его Феодоровской иконой Богородицы, ставшей святыней Дома Романовых. Узнав о том, что Россия обрела Законного Царя, интервенты хотели лишить его жизни. Но бессмертный подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина помешал замыслам неприятелей. С царствования Михаила началось возрождение России.

В годы его царствования были обретены мощи святого преподобного Александра Свирского. «Благочестивый Царь и Великий Князь Михаил Феодорович, всея России Самодержец возрадовался весьма великою радостью, что во дни его царствования Господь Бог благоволил открыть мощи угодника Своего, великого Чудотворца, преподобного Александра. В 1644 г. он повелел устроить серебряную вызолоченную раку, и послал ее в обитель Живоначальной Троицы к преподобному отцу Александру Чудотворцу. Царица Евдокия, супруга Михаила Феодоровича, прислала покров на мощи преподобного Александра, вышитый собственными ее руками» .

Помощь святых российским государям

Святые покровительствовали и приходили на помощь помазанникам Божиим. После Михаила Феодоровича правил его сын Алексей (1629-1676). Он сообразовывал свою жизнь с церковным уставом, молился, ездил по святым местам. Однажды, когда Алексей Михайлович охотился в звенигородских лесах, ему вышел навстречу разъяренный медведь. На помощь явился преподобный Савва Сторожевский и зверь убежал. При царе Алексее Михайловиче в Москву из Соловецкой обители были перенесены мощи святителя Филиппа, принявшего смерть за правду Божию по приказу Ивана Грозного.

Петр I (1682-1725) по благословению и молитвам святителя Митрофана основал город в честь святого апостола Петра. В 1709 году Петр со всем воинством всю ночь молился перед Полтавской битвой о даровании победы у Казанской Божией Матери. Икона была обретена в 1689 году в селе Каплуновка Харьковской губернии. Эту икону подарил фельдмаршалу Шереметьеву и она сейчас хранится в Париже у наследников графа как великая фамильная реликвия рода Шереметьевых.

В 1721 году после долгой войны со шведами он повелел ознаменовать этот день – 12 сентября перенесением в Петербург из Владимира мощей благоверного князя Александра Невского. Скончался святитель Митрофан в 1703 году в день памяти князя Александра Невского. Петр приехал на похороны, сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы. Он сказал тогда: "Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память»

Предсказание преподобного Серафима Саровского

Судьба сына Павла I, Александра, одна из самых загадочных в истории. Он зал о заговоре против отца и не помешал убийцам. Павел I (1754-1801) в свое правление привез в Россию великие святыни: десницу святого Иоанна Предтечи, Филермскую икону Богородицы, частицы Креста Господня.

Одно предание гласит, будто Государь Александр I на пути из Валаамского монастыря, куда он путешествовал из Архангельска, заехал в Саров и был встречен преподобным Серафимом на самой дороге и, побеседовав с ним, отправился далее на юг. Это событие было запечатлено масляными красками на большой картине, изображавшей житие угодника и до последнего времени хранившейся в галереях нескольких монастырей Российских.

Во время этой встречи преподобный Серафим предрек Императору Александру: "Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и самодержавия, но Бог Царя возвеличит" … После совета с преподобным Серафимом Саровским в далеком Томске в 1836 году появился «безродный» странник Феодор Кузьмич, известный нам как святой праведный старец Феодор Томский.

Укреплении империи

Российская империя расширяла границы и укреплялась. Александр II 19 февраля 1861 года снял узы крепостного рабства с 22-х миллионов русских. 1 января 1864 года дал земские учреждения народу. Он доверил самим жителям управлять и распоряжаться хозяйственными делами своей губернии. Заботясь об образовании, государь в пять раз увеличил количество учебных заведений. Туркестан, Коканд, Бухара и Хива – враждебные России земли были завоеваны и присоединены к России. Наконец, одним из величайших дел внешней политики Александра II было освобождение Болгарии и славянского княжества Сербии от турецкого ига.

Александр III, известный как царь-миротворец, при котором Россия не знала ни одной из войн. По молитвам святой блаженной Ксении Петербургской государь был исцелен от тифа, а родившуюся у царя дочку назвали Ксенией. Александр III стремился, чтобы количество храмов соответствовало числу населения. Святой праведный Иоанн Кронштадтский напутствовал в последний путь и причащал умирающего государя.

Последний русский царь

Последний русский царь Николай II родился в день памяти праведного Иова Многострадального (19 мая) 1868 года, и ему тоже пришлось пострадать. Он был старшим сыном императора Александра III, наследником престола. Его с детства учили быть верным православию, великодушным, аккуратным, неукоснительно исполнять свои обязанности, не позволять себе ставить свои интересы, выше интересов других людей.

   

В 1894 году умер император Александр III и Николай II вступил на престол, обвенчавшись с принцессой Гессен-Дармштадской Алисой. Алиса в православии получила новое имя - Александра Феодоровна, поскольку ее благословили той самой Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы, которой когда-то благословляла на царство своего сына Михаила инокиня Марфа. Царская семья была образцом христианской любви. 17 июля 1903 года император Николай II с супругою участвовали в торжестве прославления и открытия мощей преподобного Серафима Саровского.

Во времена царствования Николая II Российская империя занимала ведущие позиции в мире по экономическим показателям. Население увеличилось на 50 миллионов человек. Государь заботился о народном просвещении. Были проведены экономические, социальные, земельные реформы. Но начавшееся среди интеллигенции отступление от православия подтачивало устои государства. Россия должна была выйти победителем в первой мировой войне, если бы не предательство внутри страны.

Царская Голгофа

Когда грянула революция, государь, желая мира, отрекся от престола и взошел на свою Голгофу. Ставшие известными слова: «кругом измена, трусость и обман», не сломили его духа. Царская Россия в 1917 году, подточенная первой мировой войной не являлась государством всеобщего благоденствия. Однако Революция отнюдь не упразднила ни бедности, ни несправедливости, ни жестокости, ни развращённости нравов. Напротив, она лишь заключила Россию в 70-лет «вавилонского» плена.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в доме Ипатьевых была расстреляна Царская семья: император Николай II, царица Александра Феодоровна, царевич Алексей, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Останки их были сожжены и сброшены в Ганину яму.

Пострадала и Великая княгиня Елисавета – сестра Александры Феодоровны. Когда ее муж Сергей Александрович был убит террористом, она простила его и избрала путь служения ближним: основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, лично перевязывала раны, врачевала больных, заботилась о несчастных и страждущих. 18 июля княгиню Елисавету и инокиню Варвару с другими членами Дома Романовых сбросили в шахту в городе Алапаевске.

Прославление царственных страстотерпцев

Благочестивый род Романовых еще во время правления дал миру своих святых. Одна из них – преподобная Анастасия Киевская – тетя царя-страстотерпца Николая II, в миру Великая княгиня Александра Петровна.

Дом Романовых управлял Россией 304 года. Служение династии, начавшееся из Ипатьевского монастыря, руками безбожников символично прекратилось в доме Ипатьевых. Мощи преподобного Александра Свирского после расстрела Царской семьи первыми были изъяты и осквернены от новоявленных богоборцев. Государя императора Николая II казнили именно как православного царя, о чем свидетельствовала надпись, найденная на стене дома.

В августе 2000 года членами Освященного Юбилейного Архиерейского Собора было принято решение прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию.

«В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке» .

400-летие подвига

1 Марта 2012 года было опубликовано Обращение к соотечественникам о праздновании 400-летия преодоления Смуты и восстановления Российской государственности Главы общественной организации «Российский императорский дом» Ея Императорского Высочества Великой Княгини Марии Владимировны Романовой. В нем в частности говорится: "Нам необходимо глубоко проникнуться мыслью, что мы празднуем 400-летие подвига нашего великого многострадального Народа. В первую и главную очередь – это не чествование династии, иерархов, военачальников, дипломатов и аристократов, сколь бы ни был весом их вклад в общенациональную борьбу, но прославление мужества, самопожертвования и любви простых людей, освободивших и возродивших нашу страну...

Нисколько не приуменьшая значение символических государственных, церковных и общественных актов, мы обязаны выделить и поставить во главу угла социальное и просветительское наполнение юбилея... Я призываю всех, кто имеет желание и возможность внести пожертвования на достойное празднование юбилея 400-летия преодоления Смуты и других юбилеев, большую часть этих средств направить на помощь бедным, сиротам, больным, инвалидам, престарелым и бездомным. Каждому из Святых Подвижников, Монархов, Иерархов, Героев и Вождей, которых мы желаем почтить, и чьими именами мы назовём различные программы милосердия, будет гораздо радостнее в Небесном Царствии, если мы воздвигнем им памятники не только на улицах и площадях, но, в первую очередь, в душах людей..." .

Причина могущества народа

Причина могущества и благосостояния народа – это правда, или истинная, живая вера, и благочестие народа, состоящее в страхе Божием, почтении к царю, от Него поставленному, и ко всем низшим властям, также должное уважение и любовь к каждому человеку. Что же повергает народ в нравственное и политическое бессилие? Грехи, то есть плотская, своевольная, чувственная жизнь. Правда, - говорит премудрый Соломон, - возвышает народы, умаляют же племена грехи. Истина этих слов засвидетельствована историческим прошлым каждого народа и постоянно подтверждается их настоящим.
 

Календарь



† Приход во имя св. страстотерпца царя Николая
Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирск, ул. Никитина, 105/1
тел. +7 923 175 7948